Храм, который построил Джек
Корпоративный университет General Electric побудил сотни компаний заняться обучением руководителей, а потом растворился в «цифре»
Обрамленные зелеными лужайками и раскидистыми деревьями, невысокие кирпичные здания в классическом стиле связаны между собой аккуратными дорожками – учебный центр General Electric (GE) в Кротонвилле, что недалеко от Нью-Йорка, так похож на кампусы многих университетов американского Северо-Востока. Топоним «Кротонвилль» стал нарицательным для учреждения, которое сыграло уникальную роль на важном этапе жизни компании и повлияло на подходы к корпоративному обучению в глобальном масштабе.
Центр обучения лидерству в Кротонвилле считают старейшим корпоративным университетом в мире. В 1956 году GE, на тот момент корпорация, выпускающая бытовую технику, электро- и промышленное оборудование, реактивные двигатели, основала свое учебное заведение. Первоначально там обучали руководителей самостоятельных подразделений. В фокусе внимания были правила поведения и вопросы ответственности за прибыли и убытки. Первый семинар в Кротонвилле длился 13 недель – четверть года, что немыслимо по современным стандартам обучения.
GE основана в 1878 году при участии знаменитого изобретателя Томаса Эдисона. В первые десятилетия работы компания сама создавала новые рынки – например, рынок электроприборов или звукозаписи.
Переизобрел компанию и центр обучения
К 80-м годам прошлого века корпуниверситет GE морально устарел, обучение для руководителей там стало необязательным. Новая эпоха и настоящая слава Кротонвилля связаны с усилиями Джека Уэлча, который с 1981 по 2001 год руководил GE, переформатировав ее из консервативного промышленного гиганта в лидера инноваций.
Преобразование центра обучения – в числе многочисленных идей Уэлча, которые сначала выглядели как спорные. Он инициировал значительные инвестиции в модернизацию учреждения: построили новые жилые помещения, вертолетную площадку, отремонтировали «Яму» – центральную многоярусную аудиторию без окон.
Руководить обновленным Кротонвиллем гендиректор пригласил Джима Баумена из Гарвардской школы бизнеса. Первоклассному профессорско-преподавательскому составу мог бы позавидовать любой обычный университет. Глава GE стремился создать у студентов ощущение, что они работают в лучшей компании мира. За то внимание, которое Уэлч уделял корпуниверситету, критики называли кротонвилльский кампус «храмом Джека».


Я настаивал, что в компании должны работать только лучшие. А лучших нельзя отправлять учиться в серые бетонные клетушки устаревшего центра повышения квалификации.
Золотая эра Кротонвилля
Диапазон обучения в классическом Кротонвилле конца XX века был широк: от программы ориентации для новичков до специальных и функциональных программ. Три курса посвятили лидерству: курс подготовки руководителей – для менеджеров с наибольшим потенциалом; курс по управлению заводами – для менеджеров среднего звена; и курс повышения квалификации – для многообещающих молодых управленцев. Гендиректор настаивал, что в Кротонвилле должны обучаться лучшие, чтобы стать еще лучше, а не кандидаты на увольнение.
Базовой программой стал трехнедельный курс повышения квалификации. Ежегодно эти занятия посещали сотни менеджеров с разных предприятий компании. В Кротонвилле воплотили принцип обучения действием и на занятиях прорабатывали конкретные проблемы, стоящие перед крупными подразделениями GE, или глобальные вызовы.
Один-два раза в месяц Уэлч лично занимался со слушателями на практических занятиях. Он добился того, что все топ-менеджеры преподавали в Кротонвилле не время от времени, а на регулярной основе. К концу 1990-х до 85% преподавателей центра были сотрудниками GE.
GE одной из первых среди больших корпораций внедрила практику обучения у себя представителей компаний-клиентов и поставщиков – курс подготовки руководителей стал доступен для топ-менеджеров извне.
Наибольшую пользу центр обучения лидерству GE принес самой GE. Во главе компании Джек Уэлч следовал принципу «Улучшать, продавать или закрывать», что подразумевало фокусировку только на активах, которые быстро удается сделать сверхприбыльными. Такой подход позволил постоянно наращивать прибыль акционеров и требовал быстрой ротации топ-менеджеров и менеджерских команд, которых перебрасывали с одного направления на другое без потери качества в управлении. Этого нельзя было добиться без качественного обучения внутри компании.
Еще одним подтверждением успеха Кротонвилля, помимо желания его повторить за счет прямого копирования или адаптации отдельных практик компаниями разного профиля, служит успех его выпускников, прочно занявших позиции в верхних эшелонах корпоративной Америки. Так, в Boeing трое из четырех последних руководителей – выходцы из GE, «птенцы гнезда» Уэлча руководили компаниями Albertsons (продуктовый ретейл), Home Depot (магазины хозтоваров) и Intuit (ИТ-сектор), Chrysler (автопром).
- Уэлч пришел в GE в 1969 году на позицию инженера-химика, а спустя год работы хотел уволиться из-за бюрократии в компании.
- Он следовал принципу, что бизнес должен быть первым или вторым по доле на целевом рынке, иначе его следует продать.
- Рыночная стоимость GE за 20 лет управления Уэлча выросла с 12 до 410 миллиардов долларов.
- Благодаря преподаванию в Кротонвилле Уэлч лично пообщался с 18 тысячами руководителей GE.
- 487 миллионов долларов Уэлч получил при увольнении из GE в 2001-м, что на тот момент стало крупнейшим «золотым парашютом» в истории.
- В зрелом возрасте Уэлч занимался преподаванием, его имя носит бизнес-колледж в Коннектикуте.
Университет в сети и на заводах
В апреле 2024 года закончилась история Кротонвилля как передового центра корпоративного обучения. Собственники продали участок и комплекс зданий, новые хозяева планируют переоборудовать альма-матер плеяды выдающихся менеджеров в конференц-центр под сдачу в аренду. К этому времени у кротонвилльского проекта не осталось главного покровителя: Джек Уэлч в 2001-м покинул GE, а в 2020-м и этот мир. Четыре года назад не стало прежней GE: компания разделилась на три глобальных бизнеса – авиационный, медицинский и энергетический.
Идею корпоративного центра, куда со всего света съезжаются руководители и перспективные менеджеры для обучения, поставили под сомнение еще в начале десятых годов. Из всех 285 тысяч сотрудников GE, 60% которых к тому времени работали за пределами США, пройти обучение там могли не более 30%, тогда как потребности бизнеса диктовали все большую интенсивность обучения, причем не только менеджеров и руководителей. С 2016 года в компании внедрили программу интернет-обучения, призванную масштабировать эффект Кротонвилля.
На судьбу центра обучения лидерству повлияла и внешняя бизнес-среда. В XXI веке сотрудники гораздо чаще меняют место работы, поэтому компании на Западе менее охотно вкладываются в развитие персонала в духе лидерства и приверженности компании. Также сформировался рынок образовательных услуг для корпоративного сектора – прокачивать у сотрудников hard skills, обучать их soft и digital skills корпорации все чаще нанимают внешних провайдеров.
Наследие Кротонвилля все еще питает бизнесы, ставшие преемниками старой GE: там следуют принципам обучения лучших и философии лидерства Джека Уэлча. Однако занятия, не считая интернет-сессий, проводят на заводах и в арендованных помещениях.
Несмотря на закрытие центра GE, нельзя сказать, что компании в США полностью отказываются от собственных корпоративных университетов «на земле». В 2011 году аудит-консалтинговая компания Deloitte запустила работу своего университета в Техасе, в 2020-м их примеру последовали коллеги из KPMG, открывшие инновационный кампус во Флориде.