«Завод – это интересно и совсем не страшно»

Выксунских школьников профориентируют вниманием кураторов, интеллектуальными играми и походами в цеха

Система профориентационной работы со школьниками, которая действует на выксунском заводе ОМК, основана на разных методах взаимодействия с аудиторией. Выделили три целевые группы: начальная школа − 1–4-й классы, среднее звено − 5–8-й классы, старшее звено − 9–11-й классы.

Под каждую аудиторию предусмотрели свои мероприятия: активные (конкурсы, игры, фестивали), информационно-исследовательские (экскурсии, встречи, уроки). Постоянно общаясь со школьниками, знакомя их с производством, на заводе рассчитывают стимулировать профессиональное самоопределение детей и подростков, популяризовать рабочие и инженерные профессии.

Иван Родионов
директор МБОУ СШ № 11, Выкса

С выксунским заводом ОМК сотрудничаем третий год. План мероприятий создаем совместно с Русланом Сапоговым в начале каждого учебного года. Устанавливаем время проведения, а также возраст детей, подходящий для конкретного мероприятия. Отчеты по каждому событию публикуем на школьной страничке в ВК, по отзывам и комментариям понимаем, что родительское сообщество и ученики положительно оценивают такую работу. Приятно видеть, что в такую внеурочную деятельность включается максимальное количество детей. Это значит, что мы все делаем правильно.

Начальник пятого помогает одиннадцатой

У каждой школы городского округа есть куратор из числа заводских руководителей. Это нужно, чтобы профориентация школьников была персонифицированной. Школьники встречаются с кураторами на открытых уроках и круглых столах, задают вопросы о карьере и об историях успеха — все это должно помочь подросткам в определении жизненного и профессионального пути.

Школа № 11 — один из наиболее показательных примеров сотрудничества завода с городскими образовательными учреждениями. Со стороны предприятия со школой взаимодействует начальник пятого трубного цеха Руслан Сапогов.

Показательно, что сама школа и родители учеников участвуют в конкурсах ОМК. Например, благодаря «ОМК Партнерству» на школьной территории посадят деревья и оборудуют места для сбора макулатуры.

Школьный кабинет труда стал еще одной площадкой взаимодействия школы и ОМК. Кабинет получил название «класс мастера», или, как его называют в школе, «мастер­класс». Концепцию придумали директор школы и начальник пятого трубного цеха. Для кабинета отремонтировали помещение и закупили новейшее оборудование: лазерный станок для резки и гравировки, токарный и сверлильный станки, верстаки, заточную машину для инструментов.

На базе класса мастера 11-й школы планируют развернуть несколько обучающих программ совместно со специалистами ОМК. Одна из них — «Лазерная резка», созданная как программа ранней профориентации и профессиональной подготовки школьников по компетенции «Лазерные технологии». ОМК активно применяет лазерные технологии для резки, гравировки, сварки, сверления и маркировки. Для проведения мастер-классов в школе ждут сотрудников ТЭСЦ-5.

− Ребят будут интегрировать в рабочие специальности и приучать к труду, − говорит начальник ТЭСЦ-5 Руслан Сапогов. − Такой процесс взаимодействия покажет школьникам, что завод — это интересно и совсем не страшно, что ОМК улучшает жизнь не только в рамках предприятия, но и города в целом.

В 2023 году для учащихся 11-й школы по инициативе завода организовали несколько активностей. Школьники снимали социальную рекламу, узнали о профессиях ОМК и целевом обучении, побывали на круглых столах и экскурсиях.

− Встречаемся с детьми и в школе, и на тер­ритории нашего предприятия, − рассказывает Руслан Сапогов. − На круглых столах мы говорили о благоустройстве, общественной позиции, о том, как важно проявлять инициативу. На каждую встречу приглашали гостей: заводчан, представителей социокультурного центра Ex Libris, депутатов Молодежного парламента региона, студентов МИСИС. Каждый спикер делился опытом, рассказывал об инструментах достижения успеха — все это очень пригодится школьникам в жизни.

В ТЭСЦ-5 регулярно проходят организованные экскурсии школьников, их ведет сам Руслан Сапогов. Ученики старших классов видят рабочие процессы, задают вопросы сотрудникам цеха.

Профориентация — игра, в которую играют вместе

Игры — прекрасный инструмент, чтобы достучаться до современных школьников. На деловую игру «Профландия 2.0», организованную ОМК при участии благотворительного фонда «ОМК-Участие» весной 2024 года, мог попасть любой выксунский старшеклассник, пройдя предварительную регистрацию.

В ходе «Профландии 2.0» ребят знакомили с востребованными на заводе и в городе специальностями: инженеры, ИТ-специалисты, финансисты, архитекторы, продюсеры культурных проектов, экскурсоводы, шеф-повара и другие профи рассказывали об особенностях своих профессий, делились интересными фактами, связанными с карьерой. Все знания ребята закрепляли в игровом формате: через кейс-чемпионат и квизы. Участники посещали зону виртуальной реальности с искусственным интеллектом и делали фото по профессиям.

Важным блоком игры стали индивидуальные рекомендации по профессиональной траектории каждого участника. Ребята также порассуждали о своих перспективах и возможностях для профессионального роста в Выксе с учетом планов ее развития в ближайшие годы.

О работе на предприятии и ключевых профессиях на «Профландии 2.0» рассказали директор дивизиона труб большого диаметра Александр Кузьмин, директор ИТЦ Александр Мунтин, руководитель сервисного центра «Выкса» Алексей Махров, начальник трубопрокатного цеха Роман Азин.

Александр Кузьмин рассказал о переезде в Выксу из Нижнего Новгорода и о том, как складывалась его карьера на предприятии. Александр Мунтин выступил экспертом по профессии «инженер-исследователь», поделился опытом карьерного развития и достижениями, рассказал, как написать первую научную статью. Алексей Махров описал, чем ИТ помогают компании и какие системы используют в «ОМК ИТ». Роман Азин призвал выбирать профессию как можно раньше и рассказал, как добиваться высоких результатов в любой выбранной сфере.

120
ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ ИЗ ВЫКСЫ
получили индивидуальные рекомендации по профессиональному развитию

Сотрудники ОМК разработали для школьников настольную игру «Идеальный поток». Она призвана обучить ребят навыкам, которые пригодятся им в заводских профессиях. Чемпио­нат среди выксунских школьников проводили дважды — последний раз в несколько этапов, по кубковой системе, в финал из 110 участников вышли 16, из которых призерами признали девять. В решающей игре, которая состоялась в марте, школьники попробовали собрать чертежи заводов ОМК.

— Мы проводим профориентацию как деловую игру больше десяти лет. После посещения завода и общения с нашими сотрудниками ребята узнают, что у нас большие светлые цеха с самым передовым оборудованием и большое разнообразие специальностей: есть инженеры, ученые, ИТ-специалисты, дизайнеры, логисты, экономисты, экскурсоводы. У каждого сотрудника есть возможности развиваться, чтобы участвовать в важных для страны проектах. Уже второй год мы приглашаем на деловую игру профессионалов и из других сфер, которые тоже востребованы в городе, — говорит Юлия Демина, начальник заводского управления профессионального обучения и работы с молодежью.

Автор
Светлана Некрасова
Погрузилась в тонкости ранней профориентации
#Выкса #Школьники #Обучение #Обучение #Экскурсия
Поделиться
Благодарим за оценку!
Оценить
                                            
Пошли к директору
Зачем заводские руководители приглашают на совещания школьников
«Кванториумы» в Выксе и в Чусовом
Кого, чему и как там будут учить?
Посмотрели в будущее
ОМК знакомит юных выксунцев с наукой и профессиями
Побывали металлургами, врачами и пожарными
О первой профориентационной смене для выксунских детей

Популярные материалы