Экстрим с холодной головой

Знание правил безопасности и внимание к рискам помогают заводчанам получать максимальное удовольствие от занятия любимыми хобби

«Гора еще много лет простоит»

Впервые оказавшись в горах, многие возвращаются туда снова и снова. Так случилось и со специа­листом службы функционально-стоимостного анализа белгородского завода ОМК Александром Волковым.

– В 2021 году я в составе группы сотрудников предприятия поднялся на Эльбрус. Мы шли под руководством опытных альпинистов – президента Белгородской федерации туризма и скалолазания Сергея Шевченко и его первого заместителя Игоря Фирсова. Завод тогда выступил в роли спонсора восхождения, за что я очень благодарен руководству, – говорит Александр Волков. – Это был мой первый поход в горы, я впервые увидел Эльбрус.

В горах Александру понравилось настолько, что с тех пор он побывал более чем в десяти различных походах. В 2022 году ходил с друзьями на Казбек. В тот раз, к сожалению, подняться на вершину группе туристов не удалось из-за погодных условий – все время лил дождь. Побывал Александр и во второй раз на Эльбрусе – правда, восходил на него не с юга, как в первый раз, а с севера.

– С этой стороны гора понравилась мне гораздо больше: меньше людей, а природа и пейзажи – просто неимоверной красоты, – рассказывает Александр. – В прошлом году я был в Хибинах, на Кольском полуострове. Горы там не очень высокие, но сама природа – что-то невообразимое. Земли там почти не видно из-за мхов и лишайников, которые густым ковром устилают почву.

В середине сентября 2023 года группа белгородских туристов решила пройти знаменитым маршрутом № 30, проложенным еще в СССР. Его второе название – «Через горы к морю». Маршрут стартует у базы «Горная» в Адыгее, а завершается в Дагомысе, на побережье Черного моря. Символизм похода состоял в том, что за десять лет до этого в Сочи к зимним Олимпийским играм построили стадион «Фишт». Тогда 4,5 тысячи тонн металлоконструкций для арены поставил белгородский завод ОМК.

– За первый день мы преодолели 30 километров и пришли к подножью горы Фишт. Весь второй день у нас был посвящен восхождению, – рассказывает Александр Волков. – К сожалению, подняться на вершину не удалось. Буквально за 100 метров по вертикали до вершины, когда подошли к леднику, то увидели, что весь он в глубоких разрывах и трещинах. Переходить такой ледопад без специального оборудования было очень опасно. Товарищ, который восходил на Фишт три года назад, рассказывал, что тогда сам ледник был гораздо больше, идти было проще, а трещин почти не было. Мы поискали пути обхода, но в других местах трещин оказалось еще больше. Посовещавшись, решили, что рисковать не будем, и повернули назад. Как говорится, гора стояла до нас миллионы лет и еще много лет простоит. А мы к ней обязательно вернемся!

Это решение, возможно, сохранило кому-то здоровье, а возможно, и жизнь. Трещины в ледниках могут быть присыпаны снегом, но достигать при этом глубины в несколько метров. Достать упавшего в трещину человека сложно, а порой и вовсе нереально. Так что даже в нескольких шагах от вершины важно вовремя остановиться и трезво оценить все риски и собственные силы.

«Снял маску – игра прекращается»

Артем Ластовенко, специалист по газоспасательной работе, чусовской завод ОМК:

– Прежде чем прийти работать в газоспасательную службу чусовского завода ОМК, я служил по контракту в танковых войсках на должности заместителя командира взвода. Отвечал не только за свою безопасность, но и за безопасность других.

Военная служба вырабатывает особое отношение к безопасности. Иначе, даже совершая простейшие действия, можно совершить роковую ошибку. Можно, например, получить травму в самом танке, где много движущихся металлических частей и механизмов. Танк Т-72Б – это сложнейшая конструкция. Чтобы получить к нему допуск, нужно знать много инструкций и правил, соблюдение которых обеспечивает безопасность экипажа. Ни на минуту нельзя было забывать о безопасности, особенно когда проходили боевые стрельбы.

Что говорить о боевой технике, когда правила безопасности нужно соблюдать даже во время игры в пейнтбол! Я участвовал в пейнтбольном турнире «Неформат» на призы управляющего директора нашего завода. На площадке обязательно нужно быть в костюме, шлеме и в маске. Если кто-то снял маску – игра прекращается. В командной игре, такой как пейнтбол, каждый отвечает не только за свою безопасность, но и окружающих.

Пейнтбол – это тоже тренировка, которая, как и спорт, может принести пользу. Например, дает привычку соблюдать требования безопасности. Но на нашей работе эти требования гораздо жестче. В том числе и в экипировке. Надеть костюм для пейнтбола проще, чем костюм химзащиты и аппарат индивидуальной защиты органов дыхания. На работе во время тренировок приходилось надевать такой сотни раз, как и костюм противопожарной защиты.

К счастью, мне не приходилось использовать костюм химзащиты в реальной ситуации, но мы должны всегда быть к этому готовы, чтобы суметь оказать помощь пострадавшим и ликвидировать последствия возможного ЧП.

«Представляете, если оборвется трос?»

Алексей Мокринский, ведущий специалист отдела по закупкам сырья и комплектующих, челябинский завод ОМК:

– Я с детства занимался горным и водным туризмом, спелеологией: был на Кавказе, в Карелии, в Саянах, на Полярном Урале. С возрастом начал искать альтернативу, которая бы заряжала адреналином. Как-то сам собой пал выбор на внедорожный спорт – офф-роуд. Это такая экстремальная дисциплина, которая подразумевает покорение бездорожья на полноприводных автомобилях.

Экипажи за определенное время – как правило, это два-три дня – преодолевают трассу с контрольными точками разной степени сложности, за взятие которых начисляются баллы. Чем сложнее точка, тем выше она оценивается, но и риск сойти с дистанции при ее покорении тоже возрастает.

Как-то наш экипаж брал контрольную точку на скале на высоте нескольких метров. Для выполнения такого задания нужно поднять автомобиль наверх с помощью лебедки и дотянуться до контрольной отметки. Представляете, если во время подъема оборвется трос? Чтобы этого не произошло, он должен иметь многократный запас прочности. Обязательно нужно проверить надежность крепления троса, убедиться в отсутствии помех или препятствий, которые могут его повредить и лишь после этого приступать к подъему автомобиля.

Если машина вдруг застряла и выбраться самостоятельно не получается, ее приходится «выдергивать» из засады. Действуешь всегда одинаково: убедился, что вблизи нет людей, что никто не крепит трос под бампером, не стоит в направлении движения или в опасной близости от троса, повесил тросогаситель – и только после этого можно тянуть.

Зачастую самыми опасными препятствиями на бездорожье становятся крутые подъемы и спуски. Даже опытные водители могут с ними не справиться и опрокинуть автомобиль, мы попадали в такие ситуации. Спасают СИЗ – четырехточечные ремни безопасности, каркас безопасности и шлем – все это есть у каждого экипажа. И, конечно, все габаритные вещи в салоне должны быть надежно закреплены.

Экстремальный спорт – это большой риск, но если соблюдать технику безопасности, то неприятностей можно избежать и получать истинное удовольствие от общения с природой и единомышленниками.

Справка

Тросогаситель – это приспособление, которое гасит энергию разрыва, и трос не летит в лобовое стекло, а мягко падает на землю. Он обязателен при использовании стальных тросов или металлических шаклов.

«Каждый трюк разбираю подробно»

Дмитрий Шишкин, оператор поста управления, выксунский завод ОМК:

– Уже десять лет моя жизнь тесно связана с воркаутом. За эти годы я стал профессионалом: умею выполнять различные упражнения на турниках, брусьях, рукоходах и других конструкциях. С легкостью делаю сложные трюки, в которых акцент делается на работу с собственным весом и развитие выносливости. При этом каждый прием требует определенных умений, знаний, опыта и сноровки.

К выполнению любого элемента подхожу с осторожностью. Страха не испытываю, однако каждый трюк разбираю постепенно и подробно. Перед тренировкой обязательно разминаюсь. Большое внимание обращаю на верхнюю часть тела: грудь, бицепс, спину. Про ноги тоже не забываю – делаю приседания и выпады.

На нашем заводе, кстати, я работаю вдвое меньше, чем занимаюсь воркаутом. Сейчас, спустя время, могу сказать точно: и в спорте, и на производстве первостепенное – это безопасность. Правила необходимо соблюдать как минимум во избежание травм.

А еще спортсменам-новичкам начинать тренировки необходимо только с профессиональными инструкторами. Если же говорить о работе, то к ней следует приступать с наставником.

Свое увлечение я не могу связать с работой, да и правила безопасности в этих двух направлениях разнятся. Общее здесь одно – выполнение правил. Чтобы стать образцовым спортсменом или достойным работником, важно не только усвоить теоретическую составляющую, но и набраться опыта. А это важно делать с соблюдением всех норм безопасности.

Справка

Воркаут, или Street Workout, – спортивная дисциплина, которая включает выполнение упражнений на уличных спортивных снарядах, а именно на турниках, брусьях, шведских стенках, рукоходах и прочих конструкциях. Основной акцент делается на и развитие силы и выносливости. Street workout также трактуют как уличную субкультуру, которая объединяет физические тренировки, стремление к разностороннему развитию личности, социальную активность.

Авторы
Вадим Кумейко
Юрий Софонов
Наталья Минакова
Светлана Некрасова
Получили удовольствие от разговора с интересными людьми
#Спорт #Хобби #Безопасность #Безопасное поведение #Лучшие практики #Белгород #Чусовой #Выкса #Челябинск #СИЗ
Поделиться
Благодарим за оценку!
Оценить
                    

Популярные материалы