В условиях повышенной опасности
В течение двух лет в ОМК развернут сеть тренировочных полигонов
Полигоном в сфере охраны труда называют место для отработки устойчивых практических навыков безопасной работы. Занятия на тренировочных площадках, стендах или модульных конструкциях имитируют рабочие места или ситуации, в которых от правильных действий зависит безопасность людей. Для подготовленных на полигонах работников риски травм снижаются в разы.
ОМК планирует добавить к инструментам обучения своих сотрудников занятия на полигонах. Эксперты зафиксируют основные риски для подразделений заводов, уточнят число людей, которым нужно пройти обучение на практике, а затем определят количество и локации самих полигонов. Их сеть в компании планируют развернуть в 2024–2025 годах.
Чему и как учат на полигонах?
Все варианты действующих полигонов нельзя описать. Ориентируясь на свой профиль, список актуальных рисков для персонала и даже местные культурные особенности, промышленные компании по всему миру внедряют разнообразные, порой самые неожиданные решения.
— На сталелитейном заводе Tata Steel в индийском городе Джамшедпур в учебном центре собрали разные учебные стенды. Я там был и вот чему поразился: рабочим показывают, что может случиться, если вручную протирать механизмы прокатных станов ветошью, как быстро работающие на захват валики затягивают ветошь или перчатку внутрь — и что происходит дальше. Бамбуковая палочка играет роль руки — механизмы легко дробят дерево и кости, а инструкторы подчеркивают, что все трещит одинаково, — рассказывает директор по охране труда, промышленной и экологической безопасности ОМК Виктор Тогобецкий.
Он приводит другой пример необычного обучения навыкам безопасной работы из числа тех, что наблюдал за рубежом. На заводе компании Alcoa в Давенпорте (США) на полигоне отрабатывают практические навыки перемещения грузов вилочным автопогрузчиком. Одно из заданий состоит в том, чтобы вилочным захватом поднять с подставки баскетбольный мяч, а затем уложить его в баскетбольное кольцо. В такой игровой форме водители тренируют точность подъезда и технику управления вилами — а это ключевые составляющие их безопасной работы.
Виктор Тогобецкий обозначает три наиболее распространенных вида полигонов.
Полигоны для работы на высоте включают всевозможные конструкции и разноуровневые площадки, которые имитируют места высотных работ, например поверхности крыш под углом. На таких полигонах персонал тренируется безопасно перемещаться и работать, страховать себя от падения.
Полигоны для безопасной работы в замкнутых пространствах позволяют имитировать спуски в колодцы, приямки, закрытые емкости типа цистерн — все те места, где существует риск образования небезопасной атмосферы, заполнения жидкостями или сыпучими веществами.
Полигоны для машинистов кранов и стропальщиков предназначены для отработки навыков работы с грузоподъемными механизмами (ГПМ). Машинисты учатся правильно подцеплять грузы и безопасно взаимодействовать с помощниками снизу, а стропальщики практикуются в правильной строповке труб, заготовок, слябов и так далее.
Что нам нужно и кто нам поможет?
Статистика травм и смертельных случаев подсказывает: ОМК прежде всего нужны полигоны для обучения работам на высоте и для безопасного перемещения грузов при помощи ГПМ.
— К сожалению, на наших производственных площадках грузы падают регулярно, в том числе из-за неправильных действий крановщиков и стропальщиков. С учетом того, сколько мостовых кранов и грузоподъемных механизмов эксплуатируют на выксунском заводе ОМК, один из полигонов точно нужно размещать там. Краны используют в депо «ОМК Стального пути» и на других наших предприятиях. Но тут подход должен быть разумный, здравый. В каждом вагонном ремонтном депо полигон оборудовать нецелесообразно, поэтому с учетом географии рассмотрим варианты выездных тренировок — на одном полигоне будем учить сотрудников соседних депо и заводов, — объясняет Виктор Тогобецкий.
По его словам, на коммерческой основе тренировки можно проводить и на полигонах провайдеров — специализированных учебных организаций. Еще один вариант — договариваться с учебными центрами других компаний, имеющих собственные полигоны. В обоих случаях инфраструктура партнеров должна точно соответствовать нашим задачам.
Тогобецкий отмечает, что различные модели полигонов — как типовых, так и под заказ — способны изготовить и собрать на месте несколько организаций. Больше всего предложений о стендах с имитацией работы на высоте. А вот полигоны для отработки действий в замкнутых пространствах пользователи обычно мастерят самостоятельно — для этого подходят цистерны и другие вместительные емкости, участки трубопроводов.
К сожалению, на наших производственных площадках грузы падают регулярно, в том числе из-за неправильных действий крановщиков и стропальщиков.
Кого отправят на полигон?
– Все новые сотрудники, в обязанностях которых планируется выполнение работ повышенной опасности, пройдут занятия на учебно-тренировочных полигонах. Это станет элементом допуска к самостоятельной работе. Одно дело – занятия в теории, другое – практика с подтверждением полученных навыков. Это как экзамен на права – сначала теория, а потом практика, когда подтверждаешь, что можешь уверенно и безопасно для себя и окружающих управлять автомобилем, – говорит Виктор Тогобецкий.
А для производственных «старожилов» может быть предусмотрено регулярное повторное обучение (например, ежегодное) со сдачей практических тестов. Выход на полигон также предпишут сотрудникам, вернувшимся на постоянное место работы с других участков после длительного отсутствия. Тестирование на полигоне подтвердит, что человек «руками и головой вспомнил», как правильно и безопасно выполнять свои рабочие операции.
Ждут полигоны и тех, с кем произошел несчастный случай. Сейчас получившего травму работника направляют на повторное теоретическое обучение, а после запуска программы полигонов ему нужно будет дополнительно пройти практическую проверку знаний.
Подрядчикам также не избежать полигонов. Будет и первичное обучение, и регулярное. ОМК принципиально важно, чтобы подрядные организации работали безопасно, не подвергали риску своих сотрудников и заводчан. Часть подрядчиков трудятся в наших цехах – и у них одинаковые с металлургами риски.
– Приведу пример с подрядчиками и полигоном. Когда работал в НЛМК, на Стройленском ГОК мы строили фабрику окомкования. Генподрядчиком привлекли турецкую фирму Renaissance Heavy Industries. Партнеры обустроили небольшой полигон у проходной на стройплощадку: сотрудники их субподрядчиков должны были уже на входе правильно надеть страховочную привязь и пройти мини-полосу препятствий без замечаний. Контролеры смотрели, как человек действует, насколько готов к работам на высоте – не в принципе, а здесь и сейчас, – вспоминает Виктор Тогобецкий.
Какова вероятность ошибки?
Директор по охране труда, промышленной и экологической безопасности ОМК уверен, что обучение на полигонах обязательно принесет ощутимую пользу.
– Есть методика управления человеческой деятельностью с точки зрения выявления потенциала и предотвращения человеческой ошибки. Ее разработали для предприятий атомной промышленности США, но применима она и к другим индустриям. Мы ее использовали в металлургической компании Alcoa. Согласно методике, если сотрудника не обучили должным образом «на входе», вероятность его ошибки в работе может колебаться в диапазоне от 1 к 2 до 1 к 10. То есть потенциально каждое второе действие может выполняться с ошибкой. Если работник обучен в теории и ему предоставили адекватные правила (короткие и понятные инструкции, процедуры), вероятность ошибки снижается до уровня 1 к 100. А вот если кроме базового теоретического обучения и наличия правил сотрудник выработал устойчивые практические навыки, то вероятность человеческой ошибки снижается до 1 к 1 000, – сообщает Виктор Тогобецкий. Очевидно, что режим работы на основе навыков более предпочтителен.
Руководитель подчеркивает, что, согласно внутренней статистике компании, чаще всего травмируются сотрудники с опытом работы меньше трех лет.
– Полноценные практические занятия на этапе допуска новичков к работе – это гарантия того, что они будут меньше подвержены рискам. Отработка устойчивых практических навыков безопасной работы должна стать важным элементом предотвращения производственного травматизма на наших предприятиях, – подчеркивает Тогобецкий.
Кого нужно учить безопасной работе на полигонах?
Дмитрий Ширяев, старший мастер кузнечно-прессового цеха, благовещенский завод ОМК «Полигоны – отличная идея. На нашем заводе нет ничего подобного, но я встречал тренажер работы на высоте в одном из учебных центров Уфы – представляю, о чем речь.»
В нашем кузнечном цехе свои опасные факторы – движущиеся и вращающиеся элементы, экстремально высокие температуры, но даже здесь будут полезны навыки, которые прививает работа на высоте. В первую очередь это внимание и оценка происходящего вокруг, осознанность действий.
Практическое обучение полезно не только новичкам, но и рабочим с 20-летним стажем, даже если они считают, что и так все знают. Тем более что в бригаде все отвечают друг за друга. Обученный человек сможет сделать правильное замечание тому, кто чего-то не понимает. Рабочим, которые занимаются погрузкой и перемещением металлопроката, могут быть полезны свои тренажеры для отработки слаженного и безопасного взаимодействия.
Артем Ходосовский, бригадир вагоносборочного производственного участка, вагонное ремонтное депо «Курган» «Практические занятия на полигонах нужны, например, электрогазосварщикам. Нередко при обшивке кузова вагона они выполняют сварочные работы на высоте. Важно соблюдать все правила требований безопасности при огневых работах, в том числе не забывать о расположении баллонов с газом и кислородом. Они должны находиться внизу, в безопасном месте: баллон с газом нельзя ставить рядом с баллоном, наполненным кислородом. Работа на высоте с использованием сварочного оборудования требует навыков и практики.»
Занятия на полигонах могут помочь в обучении слесарей подвижного состава, которые работают под вагонами в замкнутом пространстве, а иногда и на высоте. Обучение работе на высоте желательно проходить и малярам, которые красят верхнюю часть вагона, наносят логотипы и номера.
Полигон можно использовать как при первоначальном обучении профессии, так и для закрепления навыков, а также для дополнительного обучения сотрудников, получивших замечания по технике безопасности.
Максим Балдин, оператор поста управления бригады по отделке труб с консервационным покрытием, выксунский завод ОМК «На полигонах безопасной работе необходимо обучать электриков, слесарей-ремонтников, стропальщиков или машинистов крана. В этом случае придется прибегнуть к специальным вышкам. На практике можно будет понять, как человек переносит высоту и влияет ли это на его работоспособность.»
Сварщиков ручной сварки также можно обучать на полигоне – с помощью специализированного технологического приямка. Целью такой практики станет адаптация к деятельности в небольшом пространстве, понимание того, как вообще организована работа сварщика, а также выявление каких-либо трудностей – в каком радиусе могут разлетаться искры от сварки, например. В будущем, при обучении, допустим, на стропальщика, я бы хотел в обязательном порядке пройти практическую часть, чтобы максимально приблизиться к новой профессии и понять всю суть работы.
Денис Соболев, слесарь по ремонту оборудования, челябинский завод ОМК «Считаю, что сотрудники, которые выполняют ремонтные работы на высоте, должны не только знать безопасные методы и приемы, но и уметь их применять, то есть обладать практическими навыками. На полигонах можно будет отточить навыки работы со страховочными тросами, веревками, страховочными системами, карабинами и прочими устройствами, которые обеспечивают безопасность людей на высоте. Учебно-тренировочные полигоны станут хорошим подспорьем в подготовке новых специалистов, которые только пришли на производство.»
Если говорить о цехе по ремонту оборудования, в котором я работаю, то на учебно-тренировочных полигонах нужно обучать практически всех сотрудников – слесарей, механиков, электромонтеров и других специалистов.