Потушить еще в теории
Как в ОМК защитят людей и технику от пожаров и других ЧС
Чрезвычайные ситуации не редкость для металлургических предприятий. Но в ОМК намерены подойти к 2025 году с «нулевыми» результатами. Ноль смертельных случаев, связанных с пожарами, ноль «пожарных» происшествий, в результате которых произошла остановка производства более чем на трое суток, – таковы цели, обозначенные в принятой недавно стратегии по пожарной безопасности и гражданской защите.
В дирекции по охране труда, промышленной и экологической безопасности ОМК в конце 2023 года централизовали функционал в сфере пожарной безопасности, ГО и ЧС. Профильные специалисты остались в подчинении руководителей предприятий, но у них появи лось общее функциональное управление. Направление возглавил Владимир Краснов, который почти 30 лет работает в области обес печения пожарной безопасности и гражданской защиты. У него мы и спросили про ключевые тезисы новой стратегии.
Как разгорается пожар?
Согласно пятилетней статистике, три четверти всех происшествий в пожарной безопасности на предприятиях ОМК стали следствием трех основных причин:
- Неисправность оборудования и нарушение техпроцессов (27%);
- Нарушение требований устройства и эксплуатации электрооборудования (26%);
- Нарушение требований пожарной безопасности при проведении огневых работ (19%).
– В основе работы лежит детальный анализ всех факторов, сопутствующих каждому случаю, – поясняет Владимир Краснов. – Мы внимательно смотрим на происшествие, на каждый реализовавшийся риск, выявляем закономерности, разрабатываем точечные и конкретные мероприятия.
Как рассказывает эксперт, например, предприятия Группы НЛМК именно за счет реализации подобных целевых программ уменьшили общее количество пожаров на 50% за три года, число происшествий по электротехническим причинам сократилось наполовину, а происшествий, связанных с проведением огневых работ, – на 60%.
К слову, абсолютное большинство нарушений при производстве огневых работ связано с плохой подготовки места их проведения. Расплавленные частицы металла могут попасть на способные загореться материалы, которые называются горючей нагрузкой. Такие материалы могут находиться в опасной зоне недалеко от места проведения работ, в люках или внутри открытых технологических проемов, различных скрытых полостях.
Первопричиной же можно считать человеческий фактор, который проявляется в желании сэкономить время или недооценке риска. Снизить его влияние поможет инструмент оценки, который будет сложно игнорировать при организации и проведении огневых работ. Например, в наряд-допуск интегрируют чек-лист для оценки риска по пунктам.
Пожарная безопасность – очень регламентированный вид деятельности с жесткими правилами, критериями, периодичностью мероприятий. Чтобы их соблюдать, необходимо вести большой объем учетной и отчетной документации. Снизить бумажный документооборот и упростить работу поможет отдельный модуль «Пожарная безопасность и гражданская защита» в корпоративной АСУБ. Он позволит в автоматическом режиме вести журналы учета, паспорта пожарной безопасности, связываться с нормативно-правовыми порталами, отслеживать множество параметров, в том числе статистику происшествий.
Три шага к одной цели
На предприятиях ОМК существуют различия в подходах к функционалу по пожарной безопасности, ГО и ЧС. Например, в формах нарядов-допусков, содержании пожарных щитов и огнетушителей, контроле работоспособности пожарной автоматики и так далее. Чтобы создать эффективную систему, необходимо привести эти подходы к единому знаменателю в ключевых направлениях.
К единой структуре предполагается прийти за три шага.
Во-первых, планируется ввести новый принцип классификации происшествий, показывающий более релевантную картину. Происшествия оценят по четырем уровням тяжести ущерба – вместо двух формальных признаков «загорание»/«пожар». Это движение к системе реагирования на происшествия, в которой расход ресурсов на расследование и профилактику будут адекватен тяжести ситуации.
Во-вторых, нужна единая система локально-нормативных документов верхнего уровня. Одинаковые для всех бизнес-единиц, они станут задавать общие тренды, но будут удобны и для локального применения. Например, независимо от того, обслуживают заводы системы пожарной защиты собственными силами или с помощью подрядчиков, требования к обеспечению работоспособности систем будут едины для всех.
В-третьих, появится экспертный центр по пожарной безопасности, ГО и ЧС. Это позволит объединить знания и опыт подготовленных специалистов для профессиональной поддержки коллег. В частности, к экспертам центра можно обратиться за помощью в спорах с надзорными органами, за консультацией в нестандартных ситуациях или за подсказкой о подборе профильного оборудования.
Когда попадаю в новый торговый центр, всегда просматриваю план эвакуации. Кроме расположения огнетушителей и направлений движения в нем скрыто много интересной информации. Например, расположение туалетов, дополнительных коридоров, лестниц. Понимая, как устроен ТЦ, я расширяю свободу перемещения. А в случае угрозы это поможет мне безопасно выйти, избежав толкучки: обычно более 70% людей покидают здание тем же путем, которым входили.
Я всегда внимателен к машинам, этому же научил своих детей: автоматически, даже не думая об этом, на пешеходном переходе стараюсь «спрятаться» за столб или дерево – чтобы они стали защитным буфером между мной и примерной траекторией, по которой машина может вылететь с дороги.
Два главных фронта
Особенно важна профилактика самых болезненных последствий. Это гибель и травмирование людей, остановка производства. Соответственно, и в пожарной безопасности фокус делают, во-первых, на объектах с массовым пребыванием людей, во-вторых – на оборудовании и производственных помещениях, пожар в которых нанесет наиболее ощутимый ущерб.
Согласно страховой статистике, максимальные потери от пожаров на металлургических предприятиях возникают на объектах прокатного производства и в масло-гидропомещениях. Здесь используют большое количество горючих жидкостей под высоким давлением, поэтому пожар развивается стремительно, а высокая температура и сильное задымление затрудняют тушение. У заводов ОМК есть негативный опыт пожаров в окрасочно-сушильных камерах, поэтому повышенное внимание уделят и этим объектам.
Эксперты оценят каждую единицу оборудования, каждое производственное помещение, каждый объект с массовым пребыванием людей. Например, измерят эффективность имеющихся систем автоматической противопожарной защиты (тушения, сигнализации и оповещения), выяснят, достаточны ли меры, препятствующие распространению пожара, соответствуют ли пути эвакуации предъявляемым требованиям, можно ли снизить горючую нагрузку, насколько персонал готов правильно действовать в экстренной ситуации, – и так далее. Такой анализ определит точки приложения усилий.
Статистика пожарной безопасности в абсолютных цифрах – закрытая информация в любой компании. Эти данные влияют на репутацию, поэтому их стараются не афишировать. Однако все хотят сравнить себя с коллегами, чтобы определить сильные и слабые стороны.
Сфере не хватает единого коэффициента, подобного LTIFR, – показателя частоты производственных травм с потерей трудоспособности. Направление по пожарной безопасности ОМК продвигает идею: металлургическим компаниям нужно выработать такой коэффициент для обмена «обезличенной» статистикой.
Смотреть с открытым ртом
В пожарной безопасности не бывает незначительных нарушений. Многие просто не умеют идентифицировать и правильно оценивать риски. Печальных историй, связанных с этим, к сожалению, хватает.
Чтобы повысить готовность сотрудников к нештатным ситуациям, в компании создадут видеоконтент, выходящий за рамки простых обучающих роликов. Владимир Краснов уверен: если видео похоже на нормативный документ, то оно не вызывает интереса, а потому – малоэффективно.
– У меня есть опыт производства пяти минутного фильма о действиях при пожаре. Профессиональный сценарий, актеры, операторская работа, массовка – ролик выглядел как качественный короткометражный фильм. И он работал. Его смотрели с открытым ртом, зрители видели в персонажах себя, их затягивал динамичный сюжет. Все, что герои делали для спасения, вызывало у людей отклик – и действия запомнили как устойчивую модель поведения. Нам удалось добиться того, что люди не только запомнили информацию, но и поделились ею с коллегами и близкими людьми, – рассказывает Владимир Краснов.
Что с ГО и ЧС?
На предприятиях ОМК есть 23 защитных сооружения гражданской обороны – 11 убежищ и 12 укрытий. Четыре из них планируют снять с учета, остальные проверят, отремонтируют и приведут в готовность до 2025 года. Завод ОМК в Белгороде своевременно привел в порядок укрытие – и объектом уже пользовались по прямому назначению во время реальной тревоги.
На других предприятиях также приводят защитные сооружения в порядок.
Например, на благовещенском заводе ОМК есть два противорадиационных укрытия: первое рассчитано на 1184 человека, второе – на 699, вместимость соответствует числу работников одной смены. В 2023-м завод провел здесь работы, чтобы в случае необходимости обеспечить прием почти семи сотен человек: сделали косметический ремонт, оборудовали душевые, привели в порядок сантехнику, обогрев и вентиляцию, организовали спальные места, заполнили склад сухпайками.
Представитель надзорного органа отметил, что завод ОМК – одно из немногих предприятий республики, которое выполнило требования гражданской обороны в установленный срок.
Страховка – синоним контроля
Международные страховые компании – наиболее дотошные и вовлеченные контролеры пожарной безопасности на Западе. Специалисты по предотвращению ущерба стоят на страже денег страховой компании, поэтому их нереально убедить сделать что-то проще и дешевле. А собственникам производства выгодно снизить обязательные страховые взносы, выполнив требования страховой компании и вложив средства в пожарную безопасность на этапах проектирования и строительства объекта.
Страховая компания выступает аналогом государственного пожарного надзора в России, но, защищая свою прибыль и предохраняясь от убытков, стремится довести уровень пожарной безопасности страхуемого объекта почти до абсолютного максимума.
Принципы пожарной безопасности во всем мире примерно одинаковы. Но есть различия в деталях. Например, в США системами водяного пожаротушения оснащаются даже помещения с мокрыми процессами, например туалеты.
Зрелость оценят рейтингом
Группы профильных специалистов будут регулярно оценивать и сравнивать предприятия ОМК с точки зрения обеспечения пожарной безопасности – вести «рейтинг зрелости». Уже с 2024 года планируется начать перекрестные аудиты выполнения ключевых требований пожарной безопасности. Но определение места в рейтинге – не единственная цель.
– Это позволит посмотреть на обеспечение безопасности свежим взглядом. Сможем увидеть какие-то проблемы, не очевидные местным специалистам. По сути, это выездной обмен практиками – каждый из аудиторов сможет встретить интересные, часто нестандартные, решения, увидит, как они реализованы, а за счет этого повысит свои профессиональные компетенции, – поясняет Владимир Краснов.