Раннее знакомство
Как ОМК влияет на качество подготовки студентов, которые после вуза станут заводчанами
Программы подготовки технических специалистов в профильных вузах зачастую не успевают подстраиваться под реальные запросы работодателей. Следуя потребностям бизнеса, крупные предприятия в считаные годы меняют ключевые процессы и осваивают новое оборудование, тогда как образовательная система объективно более инертна. Однако молодые ИТР требуются уже сейчас, поэтому работодатели стремятся гарантировать необходимый уровень подготовки студентов с помощью особых форматов партнерства с вузами и продвинутых практико-ориентированных форматов обучения.
Стали ближе друг к другу
О том, как привести в соответствие вузовское обучение с реалиями современных высокотехнологичных производств, говорили на сессии «Технологическое лидерство в новой модели системы высшего образования РФ. Роль индустрии», которая состоялась на полях 27-го Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в июне 2024 года.
— Вызовы перед страной сегодня стоят огромные. И только в синергии между работодателями, наукой и образовательными учреждениями мы сможем на эти вызовы достойно ответить, — подчеркнула президент ОМК Наталья Еремина, участвовавшая в работе сессии. — Я представляю промышленную группу ОМК, в которую входят семь металлургических и машиностроительных предприятий и одна из крупнейших вагоноремонтных компаний. Команда у нас тоже внушительная: 38 тысяч человек. И с учетом наших планов по развитию эта цифра будет расти. Что это означает для нас? То, что конкуренция за высококвалифицированные кадры будет сохраняться. Я расскажу о нескольких новых подходах, которые мы реализуем вместе с университетом «МИСИС».
Для филиала приобрели стенд «Мехатронный модуль — вакуумный перекладчик», типовой комплект учебного оборудования «Измерительные приборы давления, расхода температуры», тренажер-симулятор «Автоматизированные системы управления технологическими процессами» и многое другое.
Наталья Константиновна сообщила, что университет «МИСИС» выступает базовым вузом для ОМК. Более 20 лет назад с подачи компании в Выксе открыли филиал этого столичного института — там готовят кадры для флагманского завода компании. ОМК софинансирует проект «Передовая инженерная школа», помогает обновлять техническую базу филиала университета, в частности — оснащать лаборатории оборудованием, которое имитирует технологические процессы на выксунском заводе.
Топ-менеджеры ОМК вошли в экспертный совет Института экономики и управления при университете «МИСИС». Это дает возможность компании обсуждать учебные программы совместно с профессорско-преподавательским составом, ректором и директорами филиалов и влиять на их содержание.
— Сегодня в учебные программы необходимо внедрять блоки про бизнес-мышление, информационные технологии, прокачивать софт-скиллы, прививать студентам навыки работы в команде и управления проектами, потому что сегодня так работает бизнес. Думаю, что и для вуза такая практика выгодна с точки зрения привлечения абитуриентов, — выразила уверенность Наталья Еремина.
Дуализм в учении — успех в строю
Три года назад ОМК и университет «МИСИС» запустили на базе выксунского филиала вуза программу дуального обучения. Тогда на выксунском заводе ОМК осваивали систему управления надежностью оборудования и применили систему дуального обучения для подготовки студентов специальности «технологические машины и оборудование».
Идея заключается в следующем: студенты совмещают учебу с практикой на предприятии, где они проводят до 30% всего учебного времени. К участникам программы дуального обучения прикрепили наставников из числа опытных заводчан.
— В рамках дуального обучения студенты первого и второго курсов получали на заводе профессии гидравликов и механиков. Это рабочие специальности, благодаря которым студенты могут трудиться на предприятии и получать зарплату. В среднем ребята зарабатывали 40 тысяч рублей в месяц. В случае если студент соглашается подписать с компанией договор и после окончания вуза прийти к нам работать, то мы доплачиваем еще 23 тысячи рублей в месяц. 63 тысячи рублей для многих регионов — это уже неплохая зарплата, — подчеркнула Наталья Еремина.
— В рамках пилотного проекта мы подготовили изменения в нашу образовательную модель, — рассказала в рамках той же сессии ПМЭФ ректор университета «МИСИС» Алевтина Черникова. — Прежде всего, мы усиливаем роль работодателя на каждой стадии. Если раньше, когда абитуриент поступал на выбранную специальность, мы не имели права менять программу в течение всего срока обучения, то сегодня в рамках пилота мы можем выстраивать ее под конкретное предприятие и конкретного студента. Сегодня в Выксе вместе с ОМК мы даем нашим студентам рабочие профессии, чтобы у них была возможность на качественно новом уровне проходить практики и стажировки.

Из студентов в профи
Начиная с третьего курса студенты становятся инженерами-стажерами и под руководством наставников могут попробовать себя в разных областях. В ОМК есть лаборатория цифровых технологий — работая на различных имитационных моделях, стажеры могут определить направление, в котором хотят развиваться дальше.
Проект дуальной формы обучения выгоден всем. Компания как работодатель получает перспективных ИТР, подготовка которых полностью соответствует требованиям реального производства. Важно, что период адаптации таких сотрудников будет минимальным, поскольку они уже знакомы и с компанией, и с технологиями. Для филиала вуза это возможность повысить популярность среди абитуриентов. А у самих ребят появился шанс освоить за время обучения несколько профессий, получить ценный практический опыт, гарантировать себе трудоустройство на современном предприятии и начать там карьеру с хороших стартовых позиций.
— По системе дуального обучения мы запускаем еще два направления подготовки: «управление в технических системах» и «материаловедение и технологии материалов», — поделилась Наталья Еремина, выступая на профильной сессии ПМЭФ. — Первые большие результаты ожидаем к 2027 году. Но уже сейчас видим, что развитие филиальной сети вузов в регионах, где есть промышленные центры, может быть хорошим решением для работодателей.
Видео «ОМК ТВ» о том, чем ОМК привлекает студентов