Причинно-следственные действия

Как повысить качество расследований? Опыт «ОМК Стального пути»

В 2024 году в ОМК пересмотрят систему управления происшествиями. Многое должно поменяться в ключевом элементе — расследовании случившихся инцидентов.

— Займемся обновлением методики расследований, будем готовить соответствующих специалистов для каждого предприятия, необходимо, чтобы люди обладали практическими навыками для проведения качественных расследований. Важно не только докопаться до причин, до сопутствующих факторов происшествия, но и на каждый из них разработать эффективное корректирующее мероприятие, а еще важнее эти мероприятия выполнить точно и в срок, — подчеркивает директор по охране труда, промышленной и экологической безопасности ОМК Виктор Тогобецкий.

Пока план изменений еще в работе, мы изучили особенности расследования происшествий в «ОМК Стальном пути». Эксперты по охране труда ОМК говорят, и статистика это подтверждает, что культура безопасности среди сотрудников вагоноремонтной компании еще не достигла уровня зрелости других предприятий нашей компании. И сейчас расследование происшествий должно быть одним из важных инструментов улучшения ситуации.

«ОМК Стальной путь» отличается от заводов компании тем, что в его структуре нет служб промышленной безопасности и охраны труда на местах — в каждом депо за все направления отвечает один специалист. На то есть объективная причина: численность персонала депо редко превышает 150 человек.

Елена Алиякберова рассказала об опыте «Сибура» и сравнила его с опытом «ОМК Стального пути»: ранее она работала в нефтегазохимическом холдинге. За развитие практики расследования происшествий там взялись в 2010–2011 годы. Принципы схожи, хотя визуально в стандартах есть отличия.

— Это создает сложности: одному человеку приходится вникать во все направления, изучать изменения в законодательстве, а времени катастрофически не хватает. Плюс нужно заниматься обучением, расследованиями. Если на выксунском заводе ОМК, к примеру, обычное дело, когда автор расследования — мастер участка, то у нас в основном расследование инициирует и ведет специалист по охране труда, вместо того чтобы выступать в роли куратора или члена комиссии. Важно, чтобы заинтересованность в качественных расследова­ниях проявлялась непосредственно в подразделениях, где они происходят. Мы разделили сферы ответственности: за транспортную безопасность отвечает один руководитель, пожарная закреплена за другим и так далее, — рассказывает начальник управления по охране труда, промышленной и экологической безопасности «ОМК Стального пути» Елена Алиякберова.

По ее словам, в вагоноремонтной компании сейчас нарабатывают статистику для анализа происшествий. До вхождения в состав ОМК (это случилось в 2019 году) учет происшествий здесь практически не вели. Нет информации, например, о числе микротравм за прошлые годы, о бытовом травматизме. А те данные, которые удалось найти, бесконечно малы в сравнении со статистикой 2023 года. Но даже те цифры, которые удается поднять, помогают делать производство более безопасным.

Руководство компании и специалисты по охране труда настраивают сотрудников на то, что не нужно скрывать происшествия — прозрачность и доверие важнее красивой картинки об отсутствии травм и происшествий.

— В «Сибуре» проблема детально «расшивалась». А наш АСУБ этого делать пока не позволяет. Например, в справочнике есть сопутствующая причина «Обрушение кирпичной кладки со стены». А системной — нет. Почему работник нарушил инструкцию по охране труда? Она некачественно прописана, или же он просто с ней незнаком? А может, недостаточно контроля со стороны руководителя? В АСУБ системные причины идентичны сопутствующим. Нужна матрица проведения расследований, категории, вытекающие одна из другой, чтобы сотрудники, занимающиеся расследованиями, видели полную картину, — объясняет Елена Алиякберова.

Начальник управления по ОТ, П и ЭБ «ОМК Стальной путь» уверена: чтобы качественно проводить расследования, нужна методика. Если у расследователей происшествий нет опыта, их надо обучать на примерах.

Зачастую люди согласовывают отчеты по расследованиям, не вникая в причинно-следственные связи. Эти отчеты попадают мне, я вижу эту проблему. Расследования порой становятся формальностью. Еще хуже, если формальностью становится соблюдение правил промышленной безопасности. Кстати, мы ввели такой принцип: если человек нарушит эти правила, его непосредственный руководитель будет проходить внеочередную проверку знаний инструкций.

А чтобы все участники процесса расследований не действовали вслепую, в управлении по ОТ, П и ЭБ «ОМК Стального пути» подготовили своего тренера. С декабря он обучает правилам проведения расследований специалистов по охране труда, потом пойдут учиться главные инженеры и ­мастера.

Как на дороге?

Одна из проблем «ОМК Стального пути» — частые ДТП. В ноябре 2023 года авария закончилась смертью человека: КамАЗ, везший колесные пары общей массой около 10 тонн, выехал на полосу встречного движения, намереваясь обогнать другой грузовик, и столкнулся с легковой «тойотой». Водитель иномарки погиб на месте.

Руководители вагоноремонтной компании проанализировали причины дорожных происшествий и пришли к выводу, что водителям необходимо обучение. Сейчас готовят двух тренеров по защитному вождению, которые станут обучать сотрудников «ОМК Стального пути».

Что с СИЗ?

Значительная часть травм в «ОМК Стальном пути» связана с ударами по пальцам и порезами стружкой. Избавиться от условий, при которых работники получают эти травмы, не всегда возможно, поэтому стали искать СИЗ, которые решают эти проблемы.

Провели испытания перчаток, защищающих от порезов, нашли оптимальные, и с декабря ­2023-го они уже используются в депо.

Противоударные перчатки подобрать пока не удалось. Облегченные перчатки не защищают от ударов, а те, что способны защитить, оказались слишком громоздкими — в них невозможно работать. Поиски эффективных СИЗ продолжаются.

Автор
Сергей Дмитриев
Расследовал тему о расследованиях
#Расследования #ОМК Стальной путь #Сибур #Примеры извне #Лучшие практики
Поделиться
Благодарим за оценку!
Оценить
                        
5
Средняя
оценка

Популярные материалы