Расследования с ошеломляющим финалом
В кинематографе расследования стали ключевым сюжетом – и не только в детективах. В фильмам-катастрофах, триллерах, фантастике и кино других жанров часто события подчинены логике расследования, цель которого не в том, чтобы установить виновных, а в том, чтобы воссоздать все обстоятельства для предотвращения повторения случившегося
Мы выбрали три очень разных фильма про расследования – советуем посмотреть. В каждом есть много смыслов, помимо распутывания цепи событий на пути к истине.
«Концевой эффект»
Сериал «Чернобыль» (2019)
Пожарный берет с земли кусок графита, прилетевший из активной зоны реактора. Он не понимает, что держит в руках собственную смерть.
Сериал «Чернобыль» стал мегапопулярным на Западе, обогнав в ряде рейтингов даже «Игру престолов». Но не надо ждать полной достоверности – реалии советской действительности здесь щедро сдобрены черной краской. Чернобыльская катастрофа не грозила полным вымиранием Украины и Белоруссии, и в годы антиалкогольной компании ликвидаторам в Припять не привозили ящики с водкой.
Героем-расследователем в сериале является вымышленный персонаж – физик-ядерщик Ульяна Хомюк. Одну за другой она решает несколько головоломок: почему в Минске резко вырос уровень радиации? Как спасти АЭС от еще одного взрыва? В чем причина катастрофы? Ей удается узнать от умирающих сотрудников атомной станции, что первый взрыв произошел после нажатия кнопки аварийной защиты АЗ-5.
После срабатывания защиты в реактор опускаются стержни, которые должны его заглушить. Но из-за конструктивного недостатка на концах в первый момент они, наоборот, ускорили реактор. «Концевой эффект» стал одной из причин аварии – наряду с ошибками персонала АЭС.
Интересно, что после чернобыльской аварии изменилось законодательство: сведения о чрезвычайных ситуациях, необходимые для безопасного функционирования производственных объектов, безопасности населения, были объявлены открытыми, а в статье 237 УК РФ предусмотрели ответственность лиц за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.
Польза ошибок
«Черный ящик» (2021)
Самолет новой конструкции Atrian-800 с 300 пассажирами на борту потерпел крушение на востоке Франции, никто не выжил. От результатов расследования зависят судьбы его разработчиков.
Главный герой фильма – Матье Вассер, акустик Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации, – обладает уникальными способностями: по звуку на видеозаписи он определяет неисправность разбившегося летательного аппарата. Он погружен в свою профессию, но испытывает проблемы в общении, не умеет найти общий язык со своим руководителем.
Первоначальный вывод Вассера: в кабину пилотов Atrian-800 проник посторонний. Версия с террористом-одиночкой устроила всех, но эксперт в поисках истины готов опровергнуть сам себя и признает, что совершил ошибку.
После многих приключений, Матье смог выяснить настоящую причину – недостаточную защищенность новых компьютерных систем Atrian-800. Система управления была взломана хакером, летевшем на злополучном рейсе. Тот, кстати, не ожидал, что его действия приведут к катастрофе, и погиб вместе с остальными пассажирами.
Питер Друкер, один из основоположников теории менеджмента и создателей концепции информационного общества, писал: «Чем лучше работник, тем чаще он ошибается, поскольку чаще пытается сделать что-то новое. Я никогда не назначу на высокую должность работника, который не делает ошибок, притом больших».
Вопрос без ответа
«Солярис» (2002)
Психолог Крис Кельвин отправляется на космическую станцию на орбите планеты Солярис: связь с ней прервана, и нужно установить причины аварии.
Попав на место, Крис находит труп своего друга Гибаряна, недавно погибшего на станции. Но не это оказывается самым страшным…
Планета Солярис отправляет к обитателям станции ожившие эманации дорогих им людей. Рея, жена Криса, умерла на Земле, наглотавшись таблеток после ссоры, а теперь снова воскресла благодаря чудесной планете. Она приходит к мужу на станции, гибнет – и возвращается снова.
А еще по станции бегает маленький мальчик, сын погибшего Гибаряна, позже к Крису является эманация и самого Гибаряна. Однако на вопрос, что Солярису нужно от людей, он не дает ответа.
В конце фильма станция падает на планету, но Крис Кельвин просыпается, как ему кажется, на Земле – вместе с Реей.
Пожалуй, это самый странный в кинематографе сюжет о расследовании происшествия. Но, столкнувшись с нестандартной ситуацией, можно расписаться в своем бессилии, а можно увидеть новые возможности. Ведь расширяя границы знания о мире, мы делаем его безопаснее для нашего существования.