
12.05.2025
Побывали металлургами, врачами и пожарными
О первой профориентационной смене для выксунских детей
О первой профориентационной смене для выксунских детей
В августе 2024 года детский лагерь «Костер» при содействии корпоративного университета ОМК провел профориентационную смену для 260 детей из Выксы. Ребята в возрасте от семи до 14 лет знакомились с профессиями инженера-металлурга, электрика, ИТ-специалиста и другими из числа тех, что востребованы в городе.
Участники смены изучали профессии через мастер-классы и лекции, квесты и квизы. Одни постигали на практике способы оказания первой медпомощи, другие собирали роботов, третьи разбирались в отличиях стали и чугуна, а еще осваивали 3D-сканер и пожарный шланг. Наконец они создали и защитили перед жюри проекты по каждой из 12 предложенных профессий и еще 12 проектов по улучшению Выксы. Впрочем, осталось время и для творчества, концертов и дискотек.
Как признались дети, а также их родители, повезло и с погодой, и с коллективом. Десятилетняя Дарья Мокеева отправилась в эту смену с большим желанием, чтобы как можно больше узнать о профессиях на заводе, где работает мама.
— Дочка ездит в «Костер» не первый год, но эта смена — особенная, — рассказала сотрудница предприятия ОМК Мария Мокеева. — У ребят было максимальное погружение в заводскую жизнь. Они узнали про заводские профессии, сняли видеоролики и фильмы, где были в ролях рабочих и мастеров. Сразу после смены дочка вместе с другими детьми отправилась с экскурсией на завод. Увидела, что производство — это захватывающее зрелище, где много крутого оборудования. Вернулась домой под большим впечатлением, задавала много уточняющих вопросов, например, какие профессии есть для женщин и как помогают офисные работники рабочим.
12.05.2025
Посмотрели в будущее
ОМК знакомит юных выксунцев с наукой и профессиями
ОМК знакомит юных выксунцев с наукой и профессиями
В сентябре 2024 года дети из Выксы в одном месте могли примерить спецовку ОМК, потренироваться в сварке металла и собрать робота. Все это стало возможным во время «Парада профессий» на который пришли сотни семей.
Ребят познакомили с профессиями, которые распространены в городе и будут востребованы в будущем. Дети лазили по пожарной машине, фотографировались в шлемах спасателей, учились оказывать первую помощь. Выстраивались очереди из желающих забраться в водительскую кабину автобуса, сделать из пластиковой проволоки «вермишель» на маленьком прокатном стане или попрактиковаться в сварке металла.
Вместе с сотрудниками завода ОМК ребята собирали роботов на батарейках. Сделанные игрушки дети унесли домой, как и подарки от ОМК: раскраски, ручки, книжные закладки. А еще за каждое выполненное на фестивале задание ребята получали купоны, которые потом обменивали на яркую «канцелярку».
«Парад профессий» проходит ежегодно, и каждый раз дарит массу эмоций как детям, так и взрослым. Участие ОМК стало традиционным.
В ноябре 2024-го взрослые и маленькие выксунцы поучаствовали в научном фестивале «Не душная наука». Он прошел в школе № 3 и был организован выксунским заводом ОМК для учеников 1–9 классов и их родителей.
«Не душная наука» — это новый формат фестиваля «Магия науки и творчества», который в прошлые годы организовывала ОМК. Мероприятие привлекает детей к научно-техническому творчеству и подчеркивает, что занятие естественными науками и математикой может быть интересными.
В программе фестиваля были два отдельных блока: для ребят 1–5 классов и 6–9 классов. Каждый участник проходил своего рода квест и выполнял задания на различных мастер-классах, за что ему выставляли отметки. Заполнив всю карточку, школьник получал диплом участника.
На фестивале школьники увидели запоминающиеся научные шоу, поучаствовали в познавательных мастер-классах от технопарка «Кванториум», детско-юношеского центра «Темп», металлургического колледжа имени А.А. Козерадского и филиала университета «МИСИС».
12.05.2025
«Кванториумы» в Выксе и в Чусовом
Кого, чему и как там будут учить?
Кого, чему и как там будут учить?
Детский технопарк «Кванториум» − часть ансамбля индустриально-туристического центра «Шухов парк» в Выксе. Площадь помещений технопарка – почти 1,4 тысячи квадратных метров. Учреждение начнет работу в 2025 году.
«Кванториум» призван профориентировать, воспитывать и готовить инженерные кадры со школьной скамьи, в нем создадут возможности для раскрытия инженерных талантов и формирования молодежных профессиональных сообществ. Он будет включать семь площадок по следующим направлениям: робототехника, нано- и биотехнологии, энергетика, транспорт и логистика, программирование, а также мастерская хай-тек и медианаправление. Внутри каждого направления есть разделение по возрасту (начальная, средняя и старшая школа) и уровню знаний (вводный, базовый, проектный).
Вводные уроки помогут ребенку понять, нравится ли ему конкретное направление. Далее идет базовый модуль, а за ним – проектный. Таким образом система позволит детям непрерывно развиваться внутри интересующего направления, охватывая все больше знаний и расширяя возможности для проектов и соревнований.
В Чусовом в центре детского творчества «Ровесник» по федеральному проекту «Кванториум» открывают современные лаборатории. Одну из них, лабораторию автомоделирования, создают при поддержке ОМК. Компания направила 9,2 миллиона рублей на закупку оборудования для нее. Приобрели лазерный станок, 3D-принтеры, ноутбуки, комплект для исследования альтернативной энергии, модель гибридного автомобиля, конструктор для робототехники и автомоделирования, модели двигателей.
На втором этаже центра обустроили тестировочную площадку − место, где ребята могут проводить испытания моделей, организовывать робототехнические турниры и олимпиады.
В «Кванториуме» размещены детские объединения преимущественно технической направленности: робототехническая лаборатория, лаборатория автомоделирования и авиамоделирования.
12.05.2025
Пошли к директору
Зачем заводские руководители приглашают на совещания школьников
Зачем заводские руководители приглашают на совещания школьников
В пятницу, 19 апреля 2024 года, вместо школы подростки из села Нижняя Верея отправились на выксунский завод ОМК, чтобы «подсмотреть» за работой директора по транспортной логистике предприятия Вадима Яшина. Визит стал одной из наград за победу в турнире по настольной игре «Идеальный поток».
Вадим Яшин курирует сельскую школу со стороны завода. Педагоги, дети и их родители знают заводчанина как участника экологических акций и отзывчивого человека.
Ранее школьники бывали с экскурсией на стане-5000 и в цехе антикоррозионного покрытия труб, но в инженерном корпусе оказались впервые. Утро директора по транспортной логистике началось с двух селекторов – внутреннего и общезаводского. На них обсуждают обстановку в подразделениях за сутки и намечают ближайшие планы. Затем ребята посмотрели, как руководитель проводит совещания: на повестке стоял важный вопрос по обеспечению вагонами цехов для погрузки готовой продукции.
Вадим Олегович умеет объяснять понятно. Сегодня я увидела, насколько напряженная у него работа: нужно держать в голове много информации, четко следовать плану, постоянно контролировать процессы, взаимодействовать с сотрудниками и не выпускать из рук телефон. Меня впечатлила экскурсия на производство, но я бы хотела работать в офисе. Здание инженерного корпуса очень красивое. А еще мы заметили, что на заводе работают дружелюбные люди – нам везде помогали и улыбались.
Школьники из Верхней Вереи на заводе в тот день проектировали будущее и обсуждали его. На совещании «Поселок будущего» они строили планы о том, как можно улучшить родное село, чтобы молодежь не стремилась уезжать. По их мнению, для этого нужно не так уж и много: хорошие дороги, освещенные улицы, торговый центр, места для прогулок и культурного отдыха. А работа всегда найдется на заводе ОМК: Выксу и Нижнюю Верею разделяют лишь 15 километров.
Без экскурсии на производство вновь не обошлось: подростков отправили в композитно-реквизитный цех дирекции по транспортной логистике. Они увидели, как делают деревянные ложементы и полиэтиленовые заглушки для транспортировки труб. Экскурсию завершили обедом в заводской столовой.
Через месяц, 17 мая, четверо старшеклассников из выксунской школы № 8 пришли к директору заводского ИТЦ Александру Мунтину. Ранее эти ребята также отличились в «Идеальном потоке», где попробовали себя в роли руководителей компании и создали виртуальное производство с учетом специфики заводов ОМК.
Александр Мунтин рассказал школьникам о структуре ИТЦ и распорядке своего дня. На работу он приходит к 8:00. Час отводится всем подразделениям на сбор оперативной информации за последние сутки. После общезаводского селектора с участием управляющего директора руководитель ИТЦ приступает к рабочим задачам.
Работу на заводе Александр Мунтин совмещает с преподавательской деятельностью в МГТУ имени Баумана. Он читает лекции в Москве, индивидуально занимается со студентами и стажерами. Школьников увлекли рассказы директора о командировках по России и за рубежом.
Подростки посетили несколько рабочих совещаний директора и даже научный семинар – оператор поста управления стана горячей прокатки литейно-прокатного комплекса Андрей Даниленко исследует прокатную природу дефектов. Затем гости отправились на экскурсию в центральную исследовательскую лабораторию, где увидели испытательное оборудование и системы моделирования металлургических процессов. Сильное впечатление на них произвели 3D-принтеры.
Очень понравился процесс сканирования объектов перед печатью. Я никогда такого не видела! А еще поразила тишина в лабораториях, потому что принято считать, что завод очень шумный.
12.05.2025
«Завод – это интересно и совсем не страшно»
Выксунских школьников профориентируют вниманием
Выксунских школьников профориентируют вниманием кураторов, интеллектуальными играми и походами в цеха
Система профориентационной работы со школьниками, которая действует на выксунском заводе ОМК, основана на разных методах взаимодействия с аудиторией. Выделили три целевые группы: начальная школа − 1–4-й классы, среднее звено − 5–8-й классы, старшее звено − 9–11-й классы.
Под каждую аудиторию предусмотрели свои мероприятия: активные (конкурсы, игры, фестивали), информационно-исследовательские (экскурсии, встречи, уроки). Постоянно общаясь со школьниками, знакомя их с производством, на заводе рассчитывают стимулировать профессиональное самоопределение детей и подростков, популяризовать рабочие и инженерные профессии.
С выксунским заводом ОМК сотрудничаем третий год. План мероприятий создаем совместно с Русланом Сапоговым в начале каждого учебного года. Устанавливаем время проведения, а также возраст детей, подходящий для конкретного мероприятия. Отчеты по каждому событию публикуем на школьной страничке в ВК, по отзывам и комментариям понимаем, что родительское сообщество и ученики положительно оценивают такую работу. Приятно видеть, что в такую внеурочную деятельность включается максимальное количество детей. Это значит, что мы все делаем правильно.
У каждой школы городского округа есть куратор из числа заводских руководителей. Это нужно, чтобы профориентация школьников была персонифицированной. Школьники встречаются с кураторами на открытых уроках и круглых столах, задают вопросы о карьере и об историях успеха — все это должно помочь подросткам в определении жизненного и профессионального пути.
Школа № 11 — один из наиболее показательных примеров сотрудничества завода с городскими образовательными учреждениями. Со стороны предприятия со школой взаимодействует начальник пятого трубного цеха Руслан Сапогов.
Показательно, что сама школа и родители учеников участвуют в конкурсах ОМК. Например, благодаря «ОМК Партнерству» на школьной территории посадят деревья и оборудуют места для сбора макулатуры.
Школьный кабинет труда стал еще одной площадкой взаимодействия школы и ОМК. Кабинет получил название «класс мастера», или, как его называют в школе, «мастеркласс». Концепцию придумали директор школы и начальник пятого трубного цеха. Для кабинета отремонтировали помещение и закупили новейшее оборудование: лазерный станок для резки и гравировки, токарный и сверлильный станки, верстаки, заточную машину для инструментов.
На базе класса мастера 11-й школы планируют развернуть несколько обучающих программ совместно со специалистами ОМК. Одна из них — «Лазерная резка», созданная как программа ранней профориентации и профессиональной подготовки школьников по компетенции «Лазерные технологии». ОМК активно применяет лазерные технологии для резки, гравировки, сварки, сверления и маркировки. Для проведения мастер-классов в школе ждут сотрудников ТЭСЦ-5.
− Ребят будут интегрировать в рабочие специальности и приучать к труду, − говорит начальник ТЭСЦ-5 Руслан Сапогов. − Такой процесс взаимодействия покажет школьникам, что завод — это интересно и совсем не страшно, что ОМК улучшает жизнь не только в рамках предприятия, но и города в целом.
В 2023 году для учащихся 11-й школы по инициативе завода организовали несколько активностей. Школьники снимали социальную рекламу, узнали о профессиях ОМК и целевом обучении, побывали на круглых столах и экскурсиях.
− Встречаемся с детьми и в школе, и на территории нашего предприятия, − рассказывает Руслан Сапогов. − На круглых столах мы говорили о благоустройстве, общественной позиции, о том, как важно проявлять инициативу. На каждую встречу приглашали гостей: заводчан, представителей социокультурного центра Ex Libris, депутатов Молодежного парламента региона, студентов МИСИС. Каждый спикер делился опытом, рассказывал об инструментах достижения успеха — все это очень пригодится школьникам в жизни.
В ТЭСЦ-5 регулярно проходят организованные экскурсии школьников, их ведет сам Руслан Сапогов. Ученики старших классов видят рабочие процессы, задают вопросы сотрудникам цеха.
Игры — прекрасный инструмент, чтобы достучаться до современных школьников. На деловую игру «Профландия 2.0», организованную ОМК при участии благотворительного фонда «ОМК-Участие» весной 2024 года, мог попасть любой выксунский старшеклассник, пройдя предварительную регистрацию.
В ходе «Профландии 2.0» ребят знакомили с востребованными на заводе и в городе специальностями: инженеры, ИТ-специалисты, финансисты, архитекторы, продюсеры культурных проектов, экскурсоводы, шеф-повара и другие профи рассказывали об особенностях своих профессий, делились интересными фактами, связанными с карьерой. Все знания ребята закрепляли в игровом формате: через кейс-чемпионат и квизы. Участники посещали зону виртуальной реальности с искусственным интеллектом и делали фото по профессиям.
Важным блоком игры стали индивидуальные рекомендации по профессиональной траектории каждого участника. Ребята также порассуждали о своих перспективах и возможностях для профессионального роста в Выксе с учетом планов ее развития в ближайшие годы.
О работе на предприятии и ключевых профессиях на «Профландии 2.0» рассказали директор дивизиона труб большого диаметра Александр Кузьмин, директор ИТЦ Александр Мунтин, руководитель сервисного центра «Выкса» Алексей Махров, начальник трубопрокатного цеха Роман Азин.
Александр Кузьмин рассказал о переезде в Выксу из Нижнего Новгорода и о том, как складывалась его карьера на предприятии. Александр Мунтин выступил экспертом по профессии «инженер-исследователь», поделился опытом карьерного развития и достижениями, рассказал, как написать первую научную статью. Алексей Махров описал, чем ИТ помогают компании и какие системы используют в «ОМК ИТ». Роман Азин призвал выбирать профессию как можно раньше и рассказал, как добиваться высоких результатов в любой выбранной сфере.
Сотрудники ОМК разработали для школьников настольную игру «Идеальный поток». Она призвана обучить ребят навыкам, которые пригодятся им в заводских профессиях. Чемпионат среди выксунских школьников проводили дважды — последний раз в несколько этапов, по кубковой системе, в финал из 110 участников вышли 16, из которых призерами признали девять. В решающей игре, которая состоялась в марте, школьники попробовали собрать чертежи заводов ОМК.
— Мы проводим профориентацию как деловую игру больше десяти лет. После посещения завода и общения с нашими сотрудниками ребята узнают, что у нас большие светлые цеха с самым передовым оборудованием и большое разнообразие специальностей: есть инженеры, ученые, ИТ-специалисты, дизайнеры, логисты, экономисты, экскурсоводы. У каждого сотрудника есть возможности развиваться, чтобы участвовать в важных для страны проектах. Уже второй год мы приглашаем на деловую игру профессионалов и из других сфер, которые тоже востребованы в городе, — говорит Юлия Демина, начальник заводского управления профессионального обучения и работы с молодежью.
12.05.2025
Инженеры и педагоги
Заводчане преподают в обновленном техникуме
Сотрудники чусовского завода ОМК преподают в обновленном городском техникуме
Старший калибровщик инженерно-технологического центра Никита Кумаченок читает курс «Обработка металлов давлением», ведущий инженер по автоматизации и роботизации Алексей Черемных – «Сложное электрическое и электромеханическое оборудование с электронным управлением».
По условиям федерального проекта «Профессионалитет» в числе педагогов должны быть действующие инженеры-практики. Никита Кумаченок и Алексей Черемных в течение года прошли онлайнкурс Государственного университета просвещения, получив квалификацию «мастер производственного обучения».
– В прошлом учебном году я преподавал у студентов старших курсов, рассказывал им о современном электромеханическом оборудовании, которое они встретят, когда придут работать на завод, – говорит Алексей Черемных. – Надеюсь, что продолжу преподавать студентам кластера, которые еще более вовлечены в процесс получения профессиональных знаний по выбранной профессии.
Окончив в 2008 году Южноуральский госуниверситет, Никита Кумаченок работал на современных прокатных станах Челябинского металлургического комбината главным специалистом калибровочного отдела. Сейчас он участвует в запуске современного прокатного стана-320 на чусовском заводе ОМК, на который придут работать выпускники. Автоматизация и механизация на новом стане избавят сотрудников от тяжелых физических нагрузок и повысят производительность.
В 2023/2024 учебном году он преподавал в техникуме два академических часа в неделю.
– Инженеры-практики, которые работают на современном производстве, могут передать студентам больше практических знаний по своей профессии, – считает Никита Кумаченок. – Но самое главное – заинтересованность студентов, и здесь создание образовательно-производственного кластера поможет привлечь в профессию увлеченных и желающих получать такие знания ребят.
12.05.2025
«Можно пробовать свои силы»
Потомственные сварщики об учебе в техникуме
Потомственные сварщики и восходящие звезды рабочей профессии из Чусового – о своем выборе и учебе в техникуме
Денис Третьяков занял второе место на региональном этапе конкурса «Профессионалы» в Пермском крае, а Вадим Зоммерфельд стал лучшим по практике среди 25 сварщиков, которые окончили первый год обучения в обновленном индустриальном техникуме. Два студента, оба потомственные сварщики, показали мастерскую сварщиков в новом образовательно-производственном кластере.
В селе Села, где живут родственники Дениса Третьякова, стоит памятник сварщику с держателем в руках, созданный неизвестным умельцем-сварщиком.
Денис считает, что профессия сварщика очень почетна: сварщики собирают в том числе космические корабли, работают под водой и в воздухе.
Отцы у обоих ребят – сварщики. Поэтому еще до поступления в Чусовской индустриальный техникум студенты держали в руках сварочный аппарат и пробовали свои силы в работе.
Профессию ребята выбрали самостоятельно и целенаправленно искали такое учебное заведение, где можно не просто получить «корочки», а набраться реальных знаний, чтобы сразу по окончании учебы трудиться высококвалифицированными сварщиками.
– В техникуме, где я учусь второй год, такие условия созданы, – говорит Вадим Зоммерфельд. – Есть современная техника, полуавтоматы. Мастерская разделена на удобные кабинки, где можно пробовать свои силы.
Осваивать сварочное мастерство в таких условиях легко и приятно. Как и в других мастерских, оборудована современная вентиляция, применены безопасные материалы и современный дизайн. В соседнем помещении есть высокотехнологичная машина для лазерной резки.
– У меня уже есть второй разряд, скоро хочу повысить его до третьего, – рассказывает Денис Третьяков. – А после окончания учебы хочу работать на чусовском заводе ОМК.
12.05.2025
Роботы захватили
Студенты техникума программируют автоматических помощников
Студенты Чусовского индустриального техникума теперь учатся обслуживать и программировать автоматических помощников
В образовательно-производственном кластере в Чусовом действует учебный робототехнический комплекс, который позволяет организовать обучение по обслуживанию и программированию роботов.
– Как и другое оборудование, робототехнический комплекс приобрели по заявке завода ОМК, – рассказывает директор Чусовского индустриального техникума Ольга Русакова. – Раньше работе с роботами студентов техникума мы не обучали.
В последние годы роботы уже прочно обосновались на заводе, появилась потребность в специалистах, которые могут и умеют с ними работать.
В освоении нового робототехнического комплекса в кластере принимали участие специалисты университета «Иннополис» (Татарстан), которые занимались внедрением роботов на чусовском заводе ОМК.
– В новом кластере создали отличные условия для подготовки специалистов по робототехнике, – рассказывает заместитель руководителя технического отдела университета «Иннополис» Линар Юсупов. – Начинать обучение базовой работе с роботами лучше здесь, а не на производстве, где больше риска и ошибка может стоить дороже.
Небольшой робот в пространстве за стеклом перемещает металлический лист, который имитирует листы рессоры. Обучающийся берет в свои руки пульт управления и пробует руководить движениями робота. Особое внимание во время первых уроков по робототехнике уделяется безопасности: важно избегать опасных действий при эксплуатации промышленных роботов.
Но главная проблема роботизации не материальная: она лежит в плоскости образования. Нужно научить людей пользоваться роботами, грамотно интегрировать их в производство, и тогда они начнут приносить пользу и облегчать труд. Ведь робот не заменяет человека, но делает его работу более высокопроизводительной и квалифицированной.
Выпускникам нового кластера, которые будут трудиться на предприятии в ближайшие годы, придется гораздо чаще иметь дело с роботами, чем их старшим коллегам. Обучать этому необходимо уже сегодня.
12.05.2025
Кластер добавил класса
Завод ОМК получил техникум мечты
Завод ОМК получил техникум мечты, выпускники которого точно знают, где и на каком оборудовании им предстоит работать
В 2023 году в Чусовской индустриальный техникум поступили 111 студентов, в 2024 году набор увеличили до 136 человек. Учреждение стало популярнее у молодежи, а главное — само подготовилось к приему большего числа учащихся. Это результат преобразования техникума: второй год он работает как база образовательно-производственного кластера «Металлургия».
Изменения коснулись не только статуса техникума, но и его «начинки». Мастерские и учебные классы отремонтировали и оснастили новым оборудованием, в том числе роботами и современными станками с ПУ. С учетом потребностей чусовского завода ОМК, который станет будущим работодателем для выпускников, в городском техникуме усовершенствовали учебные программы.
Директор по персоналу чусовского завода ОМК Жанна Леушина, одна из инициаторов создания кластера, подчеркивает, что подготовленные по-новому рабочие кадры остро нужны предприятию.
— Рост нашей компании и реализация инвестиционных проектов невозможны без рабочих кадров с определенными профессиональными и корпоративными компетенциями. С индустриальным техникумом нас связывают давние партнерские отношения — его выпускники составляют основу кадрового потенциала предприятия. Молодые таланты оканчивают техникум, приходят на наши производства, развиваются, строят здесь свою карьеру. Идею проекта всецело поддержали Министерство просвещения РФ, Министерство образования и науки Пермского края, руководство ОМК и управляющий директор завода, — рассказывает Жанна Леушина.
Участвуя в федеральном проекте «Профессионалитет», техникум получил возможности для выхода на совершенно новый уровень. Софинансирование от ОМК в размере 10 миллионов рублей помогло инициативе из Чусового стать частью «Профессионалитета» — еще 100 миллионов рублей в качестве гранта как участнику проекта. Это и позволило закупить современное оборудование для качественного профессионального обучения.
Важно, что студенты обучаются на том оборудовании, которое они увидят, когда придут работать на чусовской завод ОМК. Формат кластера позволяет привести уровень образования в техникуме к потребностям реального производства через внедрение гибких практико-ориентированных образовательных программ. Обязательным условием реализации проекта является участие в образовательном процессе работников опорного работодателя. Заводские инженеры прошли обучение педагогической деятельности и преподают в техникуме. Регулярными стали встречи студентов с руководителями и специалистами ОМК.
— Образовательные программы в кластере разработали совместно с заводом ОМК. Участие работодателя в наполнении вариативной части учебного плана позволяет студентам получить узкопрофильные компетенции, востребованные на предприятии, а практико-ориентированное обучение — сократить сроки адаптации к рабочему месту. Мастера производственного обучения, которые работают в кластере «Металлургия», осваивая новые компетенции, стажируются на заводе ОМК и повышают свой профессиональный уровень, — говорит директор Чусовского индустриального техникума Ольга Русакова.
Это федеральная образовательная программа в колледжах и техникумах, которая позволяет молодым людям становиться высококвалифицированными специалистами на ведущих предприятиях в своих регионах.
Жанна Леушина подчеркивает ценность передачи опыта от человека к человеку и роль заводских специалистов-наставников. Они выступают основными носителями экспертизы и духа компании, поэтому могут передать молодежи свой опыт наилучшим образом.
В 2023–2024 годах в Чусовом произошла модернизация всей системы профессионального образования: появились школьный «Кванториум», профильные инженерные классы в школе старшеклассников, современное помещение для учебного центра на заводе. Так совпало, что все проекты реализовали одновременно и практически одним и тем же составом экспертов.
— Учебный центр — это часть общего образовательного пространства для сотрудников завода, для школьников и студентов. Целенаправленно применили единый дизайн пространств, чтобы при перемещении не нужно было адаптироваться на ментальном уровне. Мы создаем в Чусовом образовательную экосистему, которая позволит, с одной стороны, обеспечить завод рабочими через реализацию проекта «Профессионалитет», а с другой — специалистами с высшим образованием через обучение старшеклассников в школе с последующим заключением договоров целевого обучения и обучения в вузах по востребованным для нас специальностям, — объясняет директор по персоналу чусовского завода ОМК.
На базе Выксунского металлургического колледжа имени А. А. Козерадского при поддержке ОМК в 2023 году также открыли образовательно-производственный центр металлургической отрасли в рамках программы «Профессионалитет».
При поддержке «ОМК Стального пути» в Амурской области будут готовить кадры по программе «Профессионалитет». Образовательный партнер проекта — Амурский институт железнодорожного транспорта.
На предприятии рассчитывают, что уже через два года выпускники ключевых и наиболее востребованных специальностей, таких как «обработка металлов давлением» или «мастер слесарных работ», присоединятся к командам производственных подразделений, чтобы помочь предприятию развиваться и вместе с группой ОМК решать новые амбициозные задачи.
Отделения по программам обучения квалифицированных рабочих:
Отделение по программам подготовки специалистов среднего звена:
Срок обучения по всем специальностям — 2 года и 10 месяцев, уровень образования — основное общее образование.
12.05.2025
В Белгород из Сибири и с Дона
Почему обязательно стоит искать таланты в дальних вузах
Что делать, если нужных специалистов не учат в родном для предприятия регионе?
У заводов, входящих в ОМК, есть свой уникальный опыт сотрудничества с вузами, причем не только в регионе присутствия, но и за его пределами. На белгородском заводе компании практику привлечения специалистов ведущих технических вузов страны начали внедрять еще в начале 2010-х годов.
— В Белгороде есть технический вуз — БГТУ имени В. Г. Шухова. К сожалению, он выпускает специалистов далеко не по всем специальностям, которые востребованы у нас на заводе. Когда мы искали конструкторов в отдел котельного оборудования, в Белгороде такого направления подготовки ни в одном из вузов не было. Поэтому решили привлекать студентов из других городов, — рассказывает начальник управления по работе с персоналом белгородского завода ОМК Юлия Галицкая.
Кафедры, выпускающие нужных в Белгороде специалистов, на тот момент были в Новочеркасском политехническом институте и Томском политехническом университете. Именно туда и отправились представители белгородского завода, чтобы пригласить будущих инженеров на работу.
— Начиная с третьего курса мы брали студентов на практику, оплачивали им проезд до места стажировки и обратно, а также арендовали для них жилье в Белгороде. Ознакомительную, производственную и преддипломную практику на протяжении третьего — пятого курса они проходили у нас в конструкторском отделе котельного оборудования, — рассказывает Юлия Галицкая. — Во время преддипломной практики ребята трудились у нас как конструкторы-стажеры и получали за это зарплату 30 тысяч рублей — для студентов в то время это было очень неплохо.
По словам Юлии Галицкой, примерно больше половины из тех, кто практиковался на заводе, возвращались туда работать после окончания вуза.
— Спустя какое-то время профильную кафедру в Новочеркасске закрыли, хотя у нас на заводе до сих пор трудятся выпускники этого вуза — например, ведущий конструктор-руководитель группы котлов-утилизаторов Всеволод Ганиев. Сотрудничество с Томским политехническим университетом продолжалось до 2020 года, когда дальнейшей работе программы стажировок помешала пандемия. А с началом СВО родители студентов стали отказываться отпускать своих детей на практику в приграничный Белгород. Так что пока эта программа на паузе. Надеемся, что сможем вернуться к этой работе и профильные специалисты из технических вузов со всей страны вновь будут приходить к нам на завод, — говорит начальник управления по работе с персоналом белгородского завода ОМК.
Сегодня Андрей Акелькин возглавляет управление маркетинга белгородского завода ОМК. Выпускник Томского политехнического университета 2014 года, он еще студентом стажировался на «Белэнергомаше», а позже решил строить карьеру на белгородском заводе.
— В Томском политехническом университете учился по специальности «котло- и реакторостроение». Помню, как нас собрали в общей аудитории и перед нами выступил главный конструктор котельного оборудования с «Белэнергомаша», — вспоминает студенческие годы Андрей Акелькин. — Нам рассказали о предприятии, хотя мы тогда уже знали основные отечественные заводы, которые производят котлы и котельное оборудование. После встречи нам предложили пройти тесты на логику и общие знания.
После первичного тестирования показавших хорошие результаты студентов пригласили на индивидуальное собеседование. Семь человек с курса позвали на практику в Белгород. Предприятие оплачивало дорогу и предоставляло бесплатное жилье.
Так Андрей Акелькин попал на первую практику на «Белэнергомаш-БЗЭМ». Позже были еще две практики, последняя из которых — преддипломная — оплачивалась.
— На преддипломной практике мы делали уже настоящие расчеты, готовили чертежи для завода — в общем, приносили предприятию реальную пользу. После практики нам предложили остаться работать на заводе конструкторами-стажерами. Из шести человек предложение приняли трое.
Так я стал заводчанином десять лет назад, — говорит начальник управления маркетинга белгородского завода ОМК.
12.05.2025
Слесарь становится инженером
Как совмещать институт с работой на заводе
Сложно ли совмещать учебу в вузе с работой на заводе?
Кирилл Кондрушин — один из десяти студентов выксунского филиала университета «МИСИС», вошедших в первую группу участников программы дуального обучения. В сентябре 2024 года молодой человек перешел на третий курс, а значит, скоро станет инженером-стажером. Но пока в адресной книге компании он обозначен как слесарь-ремонтник (стажер) пятого разряда бригады по ремонтам механического оборудования выксунского завода ОМК.
— О дуальном обучении я узнал примерно за год до поступления в выксунский филиал университета из разговора с одним из преподавателей. Мне предложили в ней поучаствовать, я подумал, взвесил все за и против и согласился. Было интересно попробовать совместить учебу и работу. По прошествии двух лет могу сказать, что у меня это получилось.
Сейчас я слесарь-ремонтник, работаю в дирекции по ремонтам — там трудятся почти все участники программы дуального обучения. В мои обязанности входят обслуживание оборудования и его ремонт.
Совмещать работу и учебу пока удается. Приходится немного поднапрячься ближе к сессии, но в целом никаких непреодолимых трудностей нет. Учитывая, что мы работаем неполный день, зарплата нормальная. Конечно, людям, которые не знают, что мы только 30% времени проводим на заводе, она может показаться небольшой, но меня все устраивает.
Нас должны распределить по цехам на стажировку инженерами и мастерами. Нам уже все рассказали, мы знаем, куда попадем. Остались формальности. Меня, например, распределили в колесопрокатный цех инженером-стажером по надежности, буду продолжать работать и учиться.
Дуальное обучение — очень хорошая тема. Я бы рекомендовал ее в первую очередь ребятам, которые только окончили школу. У тех, кто постарше, в приоритете заработок. А вот для молодежи такой вариант учебы однозначно полезен и выгоден.
12.05.2025
Подработка по профилю
О партнерство ОМК и профильного вуза
Партнерство ОМК и вуза позволяет студентам оптимально сочетать учебу с работой
Филиал университета «МИСИС» в Выксе открыли по инициативе ОМК и руководства города в 2002 году. Вуз в «шаговой доступности» стал главным поставщиком специалистов с высшим образованием для цехов и лабораторий местного завода ОМК.
Директор выксунского филиала прославленного учебного заведения Дмитрий Кудашов рассказал о сотрудничестве с ОМК и совместных образовательных программах.
— ОМК внесла значительный вклад в реконструкцию учебнолабораторного корпуса филиала, помогла дооснастить и ввести в строй специализированные лаборатории. Материально-техническая база филиала постоянно обновляется и дополняется, в том числе и при участии главного партнера — ОМК, — подчеркивает Дмитрий Кудашов.
В филиале по программе дуального обучения сегодня занимается группа из десяти студентов. В сентябре 2024 года они перешли на третий курс.
— Сейчас их перераспределят, и они еще два года будут совмещать учебу с работой, но трудиться будут уже не рабочими, а на должностях ИТР. Чтобы проект по дуальному обучению дал существенный прирост числа абитуриентов, необходимо увидеть результат первой волны выпускников по этой программе, — считает Дмитрий Кудашов.
На сегодняшний день в филиале вуза в Выксе обучается около 700 студентов. Примерно половина из них — это студенты очной формы, обучающиеся на бюджетных местах. Работники ОМК составляют большинство среди студентов-заочников.
— Помимо дуального обучения, у нас в филиале есть программа стажировок в инженерно-техническом центре выксунского завода ОМК. Все началось с того, что я попросил взять на стажировку пару хороших ребят, чтобы они поработали в ИТЦ и получили практические навыки. В 2023 году «первые ласточки» выпустились после четвертого курса, и их сразу взяли в ИТЦ на инженерные позиции. А мы, со своей стороны, обеспечили им возможность совмещать работу в ИТЦ в Выксе и учебу на бюджетном отделении магистратуры в Москве, в головном вузе МИСИС. Они выезжают туда на интенсивы и удаленно слушают лекции, — рассказывает Кудашов.
По словам руководителя филиала московского вуза, завод выигрывает от того, что уже со второго-третьего курса наиболее перспективные ребята получают возможность стажироваться в ИТЦ с перспективой остаться работать в ОМК. И приводит конкретные примеры: студентка четвертого курса Екатерина Зубова уже работает в лаборатории цифровых решений в должности инженера-исследователя (стажера), где занимается компьютерным моделированием.
— За 2023 год у нее вышло семь научных статей, было несколько выступлений на конференциях, — не без гордости говорит Дмитрий Кудашов. — Это взаимовыгодное сотрудничество: студент набирается опыта и знаний, а завод на выходе из вуза получает готового высококвалифицированного специалиста. Раньше мы этих ребят теряли: после четвертого курса они уезжали в Москву учиться в магистратуру, и большинство из них в Выксу не возвращались. А сегодня они остаются здесь, имея возможность учиться в магистратуре столичного вуза и параллельно работать на заводе.
В октябре 2024 года в Выксе после капремонта, который выполнили при поддержке ОМК, открыли кампус выксунского филиала университета «МИСИС». В четырехэтажном здании оборудовали общежитие на 88 мест, компьютеризированные классы и учебные аудитории.
Екатерина Зубова поступила в выксунский филиал столичного вуза в 2021 году на специальность «управление в технических системах». — Когда училась на первом курсе, у нас в филиале совместно с заводом был организован кружок по компьютерному зрению. Наставниками в кружке были Максим Николаевич Шамшин (сейчас — начальник заводской лаборатории цифровых решений. — Прим. ред.) и Илья Сергеевич Дзюб (главный архитектор направления по развитию цифровых технологий. — Прим. ред.). На занятиях мы изучали язык программирования Python и его применение для решения задач компьютерного зрения, — объясняет Екатерина.
Она продолжила заниматься исследованиями в области компьютерного зрения под руководством Максима Шамшина и главного специалиста по компьютерному зрению лаборатории цифровых решений Алексея Рыбакова. На втором курсе ей предложили стажировку в лаборатории. — Конечно, я согласилась. Основными сферами моей научной деятельности стали компьютерное зрение, нейронные сети и работа с датчиками и контроллерами, — рассказывает Екатерина Зубова. — Работаю в должности инженера-исследователя (стажера) по трудовому договору, мне платят зарплату.
В лаборатории студентка участвует в разработке трех проектов по компьютерному зрению, каждый из которых будет решать задачи реального производства.
— Стажировки дают прекрасную возможность, чтобы развивать свои навыки и получить знания, необходимые для решения реальных производственных задач, а также понять, в каком направлении интересно развиваться после окончания вуза, — говорит Екатерина Зубова. — Если все сложится, я планирую остаться работать в ОМК и продолжить заниматься научно-исследовательской работой.
12.05.2025
Раннее знакомство
О подготовке студентов, которые станут заводчанами
Как ОМК влияет на качество подготовки студентов, которые после вуза станут заводчанами
Программы подготовки технических специалистов в профильных вузах зачастую не успевают подстраиваться под реальные запросы работодателей. Следуя потребностям бизнеса, крупные предприятия в считаные годы меняют ключевые процессы и осваивают новое оборудование, тогда как образовательная система объективно более инертна. Однако молодые ИТР требуются уже сейчас, поэтому работодатели стремятся гарантировать необходимый уровень подготовки студентов с помощью особых форматов партнерства с вузами и продвинутых практико-ориентированных форматов обучения.
О том, как привести в соответствие вузовское обучение с реалиями современных высокотехнологичных производств, говорили на сессии «Технологическое лидерство в новой модели системы высшего образования РФ. Роль индустрии», которая состоялась на полях 27-го Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в июне 2024 года.
— Вызовы перед страной сегодня стоят огромные. И только в синергии между работодателями, наукой и образовательными учреждениями мы сможем на эти вызовы достойно ответить, — подчеркнула президент ОМК Наталья Еремина, участвовавшая в работе сессии. — Я представляю промышленную группу ОМК, в которую входят семь металлургических и машиностроительных предприятий и одна из крупнейших вагоноремонтных компаний. Команда у нас тоже внушительная: 38 тысяч человек. И с учетом наших планов по развитию эта цифра будет расти. Что это означает для нас? То, что конкуренция за высококвалифицированные кадры будет сохраняться. Я расскажу о нескольких новых подходах, которые мы реализуем вместе с университетом «МИСИС».
Для филиала приобрели стенд «Мехатронный модуль — вакуумный перекладчик», типовой комплект учебного оборудования «Измерительные приборы давления, расхода температуры», тренажер-симулятор «Автоматизированные системы управления технологическими процессами» и многое другое.
Наталья Константиновна сообщила, что университет «МИСИС» выступает базовым вузом для ОМК. Более 20 лет назад с подачи компании в Выксе открыли филиал этого столичного института — там готовят кадры для флагманского завода компании. ОМК софинансирует проект «Передовая инженерная школа», помогает обновлять техническую базу филиала университета, в частности — оснащать лаборатории оборудованием, которое имитирует технологические процессы на выксунском заводе.
Топ-менеджеры ОМК вошли в экспертный совет Института экономики и управления при университете «МИСИС». Это дает возможность компании обсуждать учебные программы совместно с профессорско-преподавательским составом, ректором и директорами филиалов и влиять на их содержание.
— Сегодня в учебные программы необходимо внедрять блоки про бизнес-мышление, информационные технологии, прокачивать софт-скиллы, прививать студентам навыки работы в команде и управления проектами, потому что сегодня так работает бизнес. Думаю, что и для вуза такая практика выгодна с точки зрения привлечения абитуриентов, — выразила уверенность Наталья Еремина.
Три года назад ОМК и университет «МИСИС» запустили на базе выксунского филиала вуза программу дуального обучения. Тогда на выксунском заводе ОМК осваивали систему управления надежностью оборудования и применили систему дуального обучения для подготовки студентов специальности «технологические машины и оборудование».
Идея заключается в следующем: студенты совмещают учебу с практикой на предприятии, где они проводят до 30% всего учебного времени. К участникам программы дуального обучения прикрепили наставников из числа опытных заводчан.
— В рамках дуального обучения студенты первого и второго курсов получали на заводе профессии гидравликов и механиков. Это рабочие специальности, благодаря которым студенты могут трудиться на предприятии и получать зарплату. В среднем ребята зарабатывали 40 тысяч рублей в месяц. В случае если студент соглашается подписать с компанией договор и после окончания вуза прийти к нам работать, то мы доплачиваем еще 23 тысячи рублей в месяц. 63 тысячи рублей для многих регионов — это уже неплохая зарплата, — подчеркнула Наталья Еремина.
— В рамках пилотного проекта мы подготовили изменения в нашу образовательную модель, — рассказала в рамках той же сессии ПМЭФ ректор университета «МИСИС» Алевтина Черникова. — Прежде всего, мы усиливаем роль работодателя на каждой стадии. Если раньше, когда абитуриент поступал на выбранную специальность, мы не имели права менять программу в течение всего срока обучения, то сегодня в рамках пилота мы можем выстраивать ее под конкретное предприятие и конкретного студента. Сегодня в Выксе вместе с ОМК мы даем нашим студентам рабочие профессии, чтобы у них была возможность на качественно новом уровне проходить практики и стажировки.
Начиная с третьего курса студенты становятся инженерами-стажерами и под руководством наставников могут попробовать себя в разных областях. В ОМК есть лаборатория цифровых технологий — работая на различных имитационных моделях, стажеры могут определить направление, в котором хотят развиваться дальше.
Проект дуальной формы обучения выгоден всем. Компания как работодатель получает перспективных ИТР, подготовка которых полностью соответствует требованиям реального производства. Важно, что период адаптации таких сотрудников будет минимальным, поскольку они уже знакомы и с компанией, и с технологиями. Для филиала вуза это возможность повысить популярность среди абитуриентов. А у самих ребят появился шанс освоить за время обучения несколько профессий, получить ценный практический опыт, гарантировать себе трудоустройство на современном предприятии и начать там карьеру с хороших стартовых позиций.
— По системе дуального обучения мы запускаем еще два направления подготовки: «управление в технических системах» и «материаловедение и технологии материалов», — поделилась Наталья Еремина, выступая на профильной сессии ПМЭФ. — Первые большие результаты ожидаем к 2027 году. Но уже сейчас видим, что развитие филиальной сети вузов в регионах, где есть промышленные центры, может быть хорошим решением для работодателей.
24.04.2025
Российский рынок молодых ИТ-специалистов в цифрах
Чего хотят джуниоры и что им готовы предложить работодатели
24.04.2025
Включился, обучился, остался
Стажировка в «ОМК ИТ» глазами стажера и наставника
Стажировка в «ОМК ИТ» глазами стажера и наставника
Антон Фролов, специалист направления поддержки инфраструктуры «ОМК ИТ»:
Я пришел на стажировку в ОМК после обучения во Владимирском государственном университете, где получил диплом специалиста по направлению «информационноаналитические системы безопасности». У меня был непродолжительный опыт работы системным администратором, я имел дело с базами данных, но все это – общие навыки. Производство и направление интеграции были мне в новинку: непонятно, но интересно.
Стажировка была важным этапом моей карьеры не только в профессиональном плане. У меня четко выстроилось представление о компании: ОМК – это стабильность.
Еще один плюс – возможность развиваться во многих направлениях, знакомиться с профессионалами. Это подразумевает специфика нашей работы – мы взаимодействуем с разными направлениями, разными системами. Во время стажировки я был задействован в проекте «Внедрение системы CRM». Эта работа требовала различных навыков – и технических, и коммуникационных. Обсуждали вопросы не только внутри «ОМК ИТ», но и с представителями других функций. И так во всех проектах.
Работая над очередной задачей, узнаешь бизнес-процессы, понимаешь, как они строятся, как могут меняться условия задач в ходе их выполнения. На заводе в Выксе тестировали автоматизированную систему, с помощью которой трубы, не соответствующие определенным требованиям и по которым еще не принято решение, помещаются в карантин. Изначально рассчитывали, что трубы переводятся в карантин на одном участке, но потом выяснилось, что участки могут быть разные. Поэтому тестирование масштабировали на все переделы – признаки трубы сохраняются в информационной системе по всем участкам.
Если есть признаки того, что труба бракованная, при прохождении по линии она перемещается в боковой карман и находится там до тех пор, пока не решат, переводить ли ее в брак, ремонтировать, понижать сортность или отправлять дальше. Карантин – это место хранения «подозрительной» трубы до принятия решения.
Самостоятельно, без опытного, грамотного, понимающего наставника работу направления интеграции изучить нереально. Помимо специфики производства, есть еще и уникальные собственные решения, полная информация о которых есть только в базе данных компании, а опыт работы с ними – у наставника.
Дмитрий Сазонов, ведущий специалист направления поддержки инфраструктуры «ОМК ИТ»:
Мне как наставнику нужно было в первую очередь составить последовательный план обучения стажера, помочь ему адаптироваться к новой работе, познакомить с правилами и устройством компании. Режим нашей работы в компании преимущественно удаленный, поэтому важно было первое время со стажером заниматься в офлайн-формате в офисе.
Обучение велось поэтапно с использованием различных инструментов. На первом этапе необходимо было просто и понятно рассказать стажеру о том, чем занимается наша компания в общем и группа поддержки интеграции в частности. Основное обучение базировалось на примере личной работы – выполнение задачи демонстрировалось стажеру и сопровождалось пояснениями и ответами на вопросы. Выделялось время на самостоятельное обучение по накопленным материалам базы знаний группы интеграции и функциональным спецификациям. Особое внимание было сосредоточено на совместном анализе по инцидентам и изучении проблемных кейсов, которые раньше возникали в работе. Антон постепенно включался в реальный рабочий процесс, при этом не переставая обучаться, но уже добиваясь реальных результатов по задачам.
После того как Антон успешно прошел стажировку и был принят в штат «ОМК ИТ» на должность специалиста, он уже успел поучаствовать в таких важных для компании проектах, как «Внедрение системы CRM», «Кадровый ЭДО для ЦЕС», «Развитие ИС Saperion», «Личный кабинет для партнеров компании», а также совместно с коллегами из смежных функций неоднократно разбирал инциденты и оперативно помогал устранять возникающие проблемы в интеграционных процессах, чтобы исключить простои производства и отгрузки. В должности специалиста Антон продолжает профессионально развиваться, наращивает компетенции в области поддержки интеграции.
24.04.2025
От нубов к джунам и далее
Как «ОМК ИТ» привлекает и развивает перспективных новичков
Стажерская программа позволяет «ОМК ИТ» привлекать перспективных новичков и развивать их внутри компании
На рынке труда в огромных количествах не хватает ИТ-специалистов. За привлечение и удержание опытных сотрудников с помощью интересных офферов сражаются крупнейшие банки, ИТ-компании и сектор e-commerce. Другая стратегия, которой следуют все больше бизнесов, заинтересованных в выращивании айтишников «под себя», — организация стажировок для молодых специалистов. Во время стажировки новички получают практический опыт, собирают портфолио проектов и понимают, насколько им интересно выбранное направление. Компания же присматривается к стажерам, развивает их и предлагает постоянную работу наиболее ценным кадрам.
Компания «ОМК ИТ», которая разрабатывает и внедряет цифровые решения для группы ОМК, третий год активно работает со стажерами и может показать конкретные результаты. О том, как устроены стажерские программы в цифровой «дочке» ОМК, кто в них участвует, какие задачи они позволяют решать и какими качествами должен обладать стажер, чтобы «продать» себя, рассказали руководители «ОМК ИТ».
В большой стажерской программе «ОМК ИТ» 2022 года участвовали молодые люди и девушки до 25 лет. В течение шести месяцев стажеры работали 25 часов в неделю, многие полностью в удаленном режиме. Программа стажировки включала направления поддержки пользователей, развития цифровых технологий, поддержки инфраструктуры, архитектуры и разработки, поддержки прикладных систем, автоматизированной системы оперативного управления. В «ОМК ИТ» по состоянию на август 2024-го остались 14 стажеров из 32, попавших в программу позапрошлого года.
Игорь Савцов , генеральный директор «ОМК ИТ»:
— Предпосылки для запуска программы стажеров возникли четыре года назад. Мы столкнулись c проблемой текучести персонала — показатель взлетел с 3 до 16%. Около 70 экспертов c опытом и знаниями ушли из компании. Второй фактор — общая нехватка специалистов в сфере ИТ. А третья причина — рост объема задач. Те люди, что работали, с ними уже не справлялись.
В 2022 году мы запустили масштабную программу привлечения стажеров. Это стало первым подобным опытом для нас. При потребности 32 человека заявились более 9 тысяч претендентов! Мы попросили коллег из службы персонала записывать интервью с кандидатами, отсматривали их и подсвечивали, на кого обратить особое внимание. В основном это были молодые люди, не обладавшие в полной мере нужными нам компетенциями, но готовые переориентироваться и учиться.
Мы и сами учились новому направлению. Чтобы повысить эффективность программы и заинтересовать наставников, добились для них достойной доплаты. Программа показала хорошие результаты, бывшие стажеры уже работают у нас специалистами и приносят пользу. В 2024 году мы также запустили программу стажировок, но сейчас работаем точечно, по отдельным направлениям. Основная цель — обогатить себя новыми кадрами.
Анастасия Бычкова, руководитель направления по работе с персоналом «ОМК ИТ»:
— Наше главное отличие от крупных ИТ-компаний — масштаб. Потребность в специалистах у них гораздо выше, поэтому и масштабы программ больше. Например, «Яндекс» и «1С» набирают стажеров не с последних курсов учебных заведений, а гораздо раньше. У них это настоящий конвейер, а у нас — точечная работа. Мы — умные последователи: ищем запасные варианты, планируем, как будем отвечать на новые вызовы. Заботимся о том, чтобы не учить стажеров для рынка, а максимально сохранять их внутри компании: инвестиции в персонал должны быть разумными и окупаться.
В сфере ИТ в стране работают более 700 тысяч человек, однако, по оценке Минцифры, кадровый дефицит составляет еще почти столько же — от 500 до 700 тысяч специалистов.
Потребности в массовой стажерской кампании сейчас нет. Поэтому подбираем кандидатов под конкретные потребности. Делается это разными инструментами. Например, мы сотрудничаем с учебными заведениями. Сейчас ориентируемся в основном на старшекурсников. Один из путей, ведущих в стажерскую программу, — производственная практика после третьего курса. Студенты приходят на две-три недели, мы включаемся в их обучение, а потом они приходят к нам уже в стажерскую программу. После стажировки многие остаются. Но не все бывает идеально: когда понимаем, что люди нам не подходят, экономим их и наше время.
Михаил Митрофанов, руководитель направления по развитию цифровых технологий:
— Наше направление постоянно растет, под потребности бизнеса вводятся новые штатные единицы. И далеко не все из них можно закрыть рядовыми сотрудниками. Есть ставки высокого порядка, куда требуются высококвалифицированные и, как следствие, высокооплачиваемые специалисты. Но найти готовых — адская работа. 20–25% «тяжелых» вакансий раньше мы закрывали внешними специалистами.
По соотношению «цена — качество» очень выгодно смотрятся стажеры, которых со временем можно выучить до специалистов очень высокого уровня. Более того, стажер, доросший до специалиста, а потом до ведущего специалиста и так далее, становится примером для тех, кто только начинает знакомство с компанией. Новички видят, что у них есть возможность карьерного роста.
У нас есть уникальные специалисты, для которых невозможно организовать кадровый резерв. Тут нам помогают стажеры — они закрепляются за такими специалистами, замещают их на время отпуска и в случае увольнения. Сейчас мы принимаем стажеров только в том случае, когда на среднесрочном горизонте планирования есть куда их устроить: если понимаем, что через полгода-год предстоит реализовывать большой проект, или видим незакрытые вакансии. У нас стажеры с первого дня решают реальные задачи, которые несут осязаемую бизнес-ценность.
Молодые специалисты к этому относятся исключительно положительно — с самого начала полезнее видеть реальную жизнь компании, а не учебные примеры.
Развитие специалиста не оканчивается приемом на работу. Оно зависит от его желания и от непосредственного руководителя. Ежегодно проводим дополнительное обучение. Эта опция открыта как для опытных сотрудников, так и для новых специалистов.
Максим Рожков, руководитель направления поддержки инфраструктуры:
— В первой программе стажировок нашему подразделению требовалось порядка десяти позиций. Потребность в специалистах сохраняется: компания открывает новые производства, увеличиваются сложность и количество внедряемых систем. Поиск готовых специалистов на рынке труда — тяжелая задача.
Руководители подразделений, у которых есть стажеры, более защищены на случай ухода сотрудников. Стажер уже погружен в процессы и готов выполнять несложные задачи. Кстати, благодаря тому, что с первых дней стажеры хорошо представляют, в чем будет заключаться их работа, большинство из них остаются в компании. Стажировка позволяет присмотреться к соискателю, оценить его качества. При несовпадении ожиданий расставание со стажером не так болезненно, как со штатным специалистом. У нас остались в основном местные ребята (подразделение базируется во Владимире. — Прим. ред.).
Находить подходящих кандидатов помогают учебные заведения. Например, мы обращаемся во Владимирский государственный университет. Преподаватели лучше знают своих студентов, могут предложить сильных и мотивированных людей.
В крупных подразделениях обязательно должны быть стажеры. Они могут выполнять рутинные операции ценных специалистов, освобождая им время для других задач. Сложность наших задач зачастую требует глубокой экспертизы и большого опыта. На не очень сложных участках стажер может заменить выбывшего сотрудника.
Алексей Махров, руководитель сервисного центра «Выкса»:
— Бывает, что человек не подходит под определенные задачи. Мы понимаем, что он недотягивает, он понимает, что работает недостаточно эффективно. Кажется, что нужно расстаться, но выход есть. У меня разноплановое подразделение, поэтому можно предложить стажеру попробовать себя в другом направлении. Индивидуальный подход помогает найти для человека то место, где он реализует себя и будет максимально полезен. Сам стажер не всегда знает, какое направление ему подходит, но, если мы видим потенциал, обязательно помогаем найти свое место.
Руководителям обязательно нужно знать, что мотивирует человека. Например, ребята у нас были — только пришли из армии, поступили в вуз. Было видно, что у них есть желание, цель. Желание работать на той работе, которая нравится, — это мощный мотиватор, как и желание стать крутым айтишником.
Нам нужна скамейка запасных. Естественно, безграничной она быть не может. Стажеров без знаний вообще мы не берем. У человека за плечами должен быть университет, вузовская практика. Мы интересуемся, какие проекты делал человек, как он их делал и достаточно ли «страдал». Если кандидат столкнулся с трудностями, объяснил нам, как он их преодолел, мы понимаем, что он не боится сложностей, а значит, с ним нужно работать дальше и есть большая вероятность, что после стажировки он останется в компании.
Чтобы претендовать на работу в «ОМК ИТ», необязательно иметь большой опыт. Так сложилось, что большинство ИТ-систем у нас «самописные». Они развивались десятилетиями, и готового специалиста, способного сразу работать в такой среде, нам не найти. Поэтому мы обращаем больше внимания не на академические знания, а на готовность человека к развитию. Если он проявляет инициативу, интересуется, разбирается с процессами, то обязательно достигнет уровня специалиста, а потом, если захочет, пойдет дальше.
В 2024 году «ОМК ИТ» привлекла восемь стажеров. В компании планируют в 2025 году продолжить опыт привлечения молодых специалистов через стажерские программы.
В команде «ОМК ИТ» более 700 сотрудников — это разработчики, дата-аналитики, инженеры, специалисты поддержки, которые развивают технологические платформы, внедряют и эксплуатируют передовые ИТ-решения. В ОМК сотни ИТ-систем различного класса: SAP, C++, Java, C#, ASP.Net, Python, Oracle, MySQL, 1C-Bitrix, Apache Airflow, GreenPlum и многие другие. «ОМК ИТ» обеспечивает работу всей цифровой инфраструктуры ОМК.
Александр Родославов, участник стажерской программы, специалист практики технического сопровождения и учета «ОМК ИТ»:
— В Выксунском металлургическом колледже имени А. А. Козерадского я учился по специальности «информационные системы и программирование».
Ближе к окончанию учебы понял, что нужно определяться с будущей работой. Как раз в это время ОМК набирала стажеров. Решил попробовать: подал заявку, прошел собеседование, мою кандидатуру одобрили — так я приступил к стажировке.
Мне сразу понравилась наша ИТ-команда — с первого взгляда было видно, что люди привыкли быстро и эффективно решать любые проблемы. Наставник давал мне задание, я выполнял, если что-то было непонятно — спрашивал, советовался. Это очень хорошая форма обучения, которой не обладает ни одно учебное заведение. Очень понравилось то, что с первых дней стажировки я решал реальные задачи. Мне давали не какую-то работу для галочки, опасаясь, что я сделаю что-то неправильно, а настоящие задания. Благодаря этому после стажировки мне не нужно было время для адаптации.
Мне нравится направление, которым я занимаюсь. Я хочу развиваться, копить опыт и знания, строить экспертную карьеру.
08.04.2025
Перед рывком
В корпоративном университете ОМК готовятся к переходу в новую эру
В корпоративном университете ОМК совершенствуют портфель образовательных программ и готовятся к переходу в новую эру, которая наступит вместе с открытием кампуса в Выксе
Образование имеет ценность, если его можно применить на практике и конвертировать в развитие карьеры, признание, рост дохода. Когда заказчиком обучения выступает бизнес, важнейший критерий качества — соответствие образования его потребностям. Так считают в корпоративном университете ОМК.
Здесь учащимся дают новые возможности для развития, обеспечивая компанию подготовленными и вовлеченными специалистами. Задача корпоративного университета — эффективно управлять учебными программами, чтобы подготовка сотрудников всегда соответствовала актуальным потребностям компании.
— Развиваем сотрудников не только под текущие потребности, но и под будущие. Например, ведем подготовку персонала под инвестиционные проекты. Обучение не должно быть слишком узким, направленным только на формирование профессиональных навыков, так называемых hard skills, но не должно быть и чересчур общим. Необходимы комплексный подход и последовательность. Сейчас в портфеле корпоративного университета — более 600 образовательных решений, в том числе более 200 курсов для самостоятельного обучения. Корпоративное обучение развивается вместе с компанией, чтобы справляться с новыми вызовами и задачами. Быстро меняющиеся технологии и бизнес-среда требуют постоянного обновления программ и методов, — объясняет директор по управлению персоналом ОМК Наталья Ямщикова.
Приоритетом в работе корпоративного университета ОМК на ближайшее будущее станет улучшение качества программ обязательного профессионального обучения и профподготовки. Так, во всех бизнес-единицах компании сотрудникам должны быть доступны программы, позволяющие быстро осваивать смежные профессии. Для производственного менеджмента — от старших мастеров до директоров дивизионов — разработают специальные программы с фокусом на внедрение стандарта работы руководителя, понимание экономики труда, работу с мотивацией и развитием команд. В корпоративном университете готовятся сделать большой рывок вперед для повышения доступности обучающих программ для сотрудников рабочих специальностей. У заводчан должна быть возможность проходить необходимое обучение в удобном формате и в комфортное время.
Наталья Ямщикова подчеркивает, что для максимальной отдачи инвестиций в корпоративное образование программы обучения должны быть тесно связаны с приоритетами компании. Один из них, о котором в ОМК часто говорят на уровне руководителей, — забота о сотрудниках. В производственной компании забота проявляется в том числе и в развитии культуры безопасности. Так, в конце 2023 года корпоративный университет совместно с дирекцией по безопасности производства наметили большую программу обучения основам безопасности, которая стартовала с обновления и перезапуска обучения «Основы безопасности от лидера».
Особое внимание в корпоративном университете ОМК уделяют развитию инженерно-технологических компетенций. В ближайшем будущем здесь должен случиться настоящий прорыв — в конце 2025 года в Выксе откроется комплекс корпоративного университета ОМК, который станет основной площадкой для передачи сотрудникам знаний, технических и лидерских компетенций.
— Здесь заработают учебные лаборатории по таким направлениям, как мехатроника, электропривод, качество, безопасность на производстве, экономика. Ежедневно корпоративный университет будут посещать около 500 человек. Важно, что совершенствовать знания и навыки смогут сотрудники ОМК из всех бизнесединиц, независимо от места расположения. Это позволит сделать процесс подготовки и развития кадров рабочих и инженерных профессий для наших сотрудников более комплексным и доступным. К обучению планируем привлекать специалистов, которые работают в ОМК, а также экспертов бизнесшкол и профильных вузов, — сообщает директор по персоналу компании.
Наталья Ямщикова отмечает, что этот проект — логичное продолжение усилий компании в области развития и обучения сотрудников. ОМК много лет инвестирует в подготовку персонала и образовательной среды в городах присутствия в целом.
Создание комплекса корпоративного университета в Выксе — часть масштабного инвестиционного проекта «Выкса-2030». Комплекс будет состоять из трех двухэтажных корпусов общей площадью 9 тысяч квадратных метров. Строительство комплекса предполагает возведение здания, а также переустройство территории вокруг. В помещениях нового комплекса будут проводить не только обучение, но и деловые мероприятия, форумы и конференции.
— Цель — превратить новое пространство в наш общий дом, в который всегда возвращаешься с предвкушением новых встреч, где тебе всегда рады и готовы помочь справиться с любыми вызовами, где заряжаешься энергией и получаешь новые идеи. Конечно, мы продолжим развивать возможности для обучения и развития во всех городах присутствия ОМК, чтобы создать единую и эффективную образовательную среду, — подчеркивает Наталья Ямщикова.
08.04.2025
Лидерами не рождаются
Как программы обучения кадрового резерва помогают добиться цели
Как программы обучения кадрового резерва помогают добиться цели
В ОМК работают образовательные программы «Энергия лидерства» и «Технология лидерства», которые запустил корпоративный университет. Их участниками становятся кадровые резервисты из всех предприятий компании. Новые знания помогают им разрабатывать и реализовывать собственные проекты.
В ноябре 2024 года завершили обучение участники первого потока «Технологии лидерства» – всего 21 человек из числа желающих раскрыть свой потенциал в проектной работе по магистральным темам ОМК. Они слушали семинары, лекции и участвовали в тренингах, получали индивидуальные консультации, разрабатывали и проводили мастер-классы с участием руководителей.
– Обучение длилось чуть больше года, когда мы выступали с презентацией своих проектов, – рассказал участник программы «Технология лидерства», директор дивизиона нефтегазовых труб выксунского завода ОМК Кирилл Морозов. – Мой проект был посвящен организации института наставничества на системном уровне для снижения текучести кадров. По мнению экспертов, проект удался. Сейчас (конец 2024 года – Прим. ред.) он дошлифовывается совместно с корпоративным университетом на практике. Сама программа обучения дала возможность приподняться над проблемами и посмотреть сверху, как их решать. Этому помогали эффективные коммуникации в группах с коллегами: эйчарами, производственниками, продажниками. Интересно было посмотреть, как они видят решение тех или иных бизнес-задач. Это позволило более эффективно решать сложные вопросы. Еще было интересно познакомиться с новыми книгами, быстро схватить полезную информацию, например про нестандартные решения. Чтобы получить другой результат, нужно решать проблему по-другому!
Также в ноябре стартовал новый поток «Энергии лидерства». Программе семь лет, за это время в ней приняли участие 152 человека. Она знакомит руководителей с универсальными принципами лидерства. На тренингах изучают новую информацию, а на практике разрабатывают и реализуют лидерские проекты. Кроме того, занимаются поиском решений актуальных задач компании.
– Я проходил обучение с ноября 2023 года по декабрь 2024 года, – поделился участник программы «Энергия лидерства», начальник участка по водоотведению выксунского завода ОМК Александр Курышев. – Специфика обучения заключалась в его максимальной интегрированности в рабочий процесс. Обучение было разбито на три ступени, и каждая принесла мне уникальный опыт. Первая – теория и ее отработка на практике. На второй ступени мы примерили на себя роль предпринимателя. Я подготовил бизнес-проект по организации производства воды, который был взят в работу администрацией Выксы. Третья ступень заключалась в работе с менторами из числа топ-менеджеров компании, что позволило мне расширить кругозор и посмотреть на свою работу под другим углом. При соответствующем желании программа позволяет выйти на новый уровень. Знаю, что организаторы совершенствуют ее из года в год, подтверждая, что развитие – это взаимно!
В 2025 году корпоративный университет запустит свежие программы развития для нового пула кадровых резервистов, чтобы те смогли освоить и внедрить в свою повседневную деятельность современные инструменты управления.
08.04.2025
Выступить так, чтобы тебя поняли
Практические советы театрального педагога Анны Бруссер
Практические советы театрального педагога Анны Бруссер
Рано или поздно каждый человек сталкивается с необходимостью выступать публично, и далеко не всем это дается легко. Волнение присутствует вне зависимости от масштабов мероприятия — и прежде всего из-за опасения, что
что-то пойдет не так. Заведующая кафедрой сценической речи в Театральном институте им. Бориса Щукина Анна Бруссер много лет помогает профессионалам широкого профиля использовать театральные технологии в публичных коммуникациях. Во время выездного мероприятия в октябре 2024 года руководители ОМК стали участниками ее мастер-класса. Топ-менеджеры учились справляться с волнением и эффективно доносить мысли до аудитории.
Чтобы не нервничать перед выступлением, театральный педагог предлагает сделать небольшую гимнастику. Простое упражнение позволяет устранить мышечные зажимы и настроиться на общение с публикой. Для этого нужно постараться максимально напрячь все мышцы от головы до пяток, потом постепенно ослабить напряжение.
— Расслабьтесь, опустите плечи, а затем слегка покачайте головой. Представьте, что вокруг вас гладь воды, а голова — поплавок. Нужно расслабить челюсти и слегка приоткрыть рот. Это позволит освободить мышцы, — советует Анна Бруссер.
Выступающий также должен уметь управлять вниманием аудитории. Это позволяет доносить мысли ясно и убедительно, создает основу для успешной работы.
Знаменитый Константин Станиславский выделил три круга внимания: первый круг — человек с его мыслями и ощущениями; второй круг — аудитория, зрительный зал; третий круг — все, что попадает в поле зрения. Любое выступление проходит во втором круге. Перенося внимание с внутреннего состояния на аудиторию, спикер увлекается общением с людьми — он находится здесь и сейчас, эффективно коммуницируя с каждым участником процесса. Освоив навык переключения внимания между кругами, можно управлять собственным вниманием и вниманием публики.
Чтобы быть услышанным, говорить нужно чуть громче обычного — так человек выглядит увереннее. Четкая дикция делает речь понятной и доступной, а логичность повествования помогает слушателям лучше воспринимать информацию.
Перед выступлением следует определить сверхзадачу — результат, которого необходимо добиться. Сверхзадачи могут быть разными: привлечь внимание к проблеме, дать аудитории новые знания, убедить. Главный смысл сверхзадачи — включить все органы чувств в ее достижение: подобрать нужные слова, жесты и интонацию. Понимание сверхзадачи поможет перенести внимание с себя на зрителей и сделать выступление более убедительным и эмоциональным.
08.04.2025
Корпоративные университеты России в цифрах
Статистика из исследования ВШЭ
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ в конце 2023 года опубликовала исследование «Корпоративные университеты России – 2023», которое выполнено на основе информации о работе 51 организации*.
Мы отобрали ключевые данные исследования, которые позволяют составить представление о ландшафте корпоративного образования в нашей стране.
* В числе организаций, предоставивших данные для исследования, – корпоративные университеты и аналогичные структуры Магнитогорского металлургического комбината, группы «НЛМК», группы «АвтоВАЗ», компании «Газпром нефть», «Альфа-Банка» и других компаний.
Вы успешно подписались на наши новости!