Выступить так, чтобы тебя поняли
Практические советы театрального педагога Анны Бруссер
Рано или поздно каждый человек сталкивается с необходимостью выступать публично, и далеко не всем это дается легко. Волнение присутствует вне зависимости от масштабов мероприятия — и прежде всего из-за опасения, что
что-то пойдет не так. Заведующая кафедрой сценической речи в Театральном институте им. Бориса Щукина Анна Бруссер много лет помогает профессионалам широкого профиля использовать театральные технологии в публичных коммуникациях. Во время выездного мероприятия в октябре 2024 года руководители ОМК стали участниками ее мастер-класса. Топ-менеджеры учились справляться с волнением и эффективно доносить мысли до аудитории.
Чтобы не нервничать перед выступлением, театральный педагог предлагает сделать небольшую гимнастику. Простое упражнение позволяет устранить мышечные зажимы и настроиться на общение с публикой. Для этого нужно постараться максимально напрячь все мышцы от головы до пяток, потом постепенно ослабить напряжение.
— Расслабьтесь, опустите плечи, а затем слегка покачайте головой. Представьте, что вокруг вас гладь воды, а голова — поплавок. Нужно расслабить челюсти и слегка приоткрыть рот. Это позволит освободить мышцы, — советует Анна Бруссер.
Выступающий также должен уметь управлять вниманием аудитории. Это позволяет доносить мысли ясно и убедительно, создает основу для успешной работы.
Знаменитый Константин Станиславский выделил три круга внимания: первый круг — человек с его мыслями и ощущениями; второй круг — аудитория, зрительный зал; третий круг — все, что попадает в поле зрения. Любое выступление проходит во втором круге. Перенося внимание с внутреннего состояния на аудиторию, спикер увлекается общением с людьми — он находится здесь и сейчас, эффективно коммуницируя с каждым участником процесса. Освоив навык переключения внимания между кругами, можно управлять собственным вниманием и вниманием публики.
Чтобы быть услышанным, говорить нужно чуть громче обычного — так человек выглядит увереннее. Четкая дикция делает речь понятной и доступной, а логичность повествования помогает слушателям лучше воспринимать информацию.
Перед выступлением следует определить сверхзадачу — результат, которого необходимо добиться. Сверхзадачи могут быть разными: привлечь внимание к проблеме, дать аудитории новые знания, убедить. Главный смысл сверхзадачи — включить все органы чувств в ее достижение: подобрать нужные слова, жесты и интонацию. Понимание сверхзадачи поможет перенести внимание с себя на зрителей и сделать выступление более убедительным и эмоциональным.
- Напряжение перед выступлением вызывает мышечные зажимы. Чтобы снять блок, нужно расслабить тело и правильно дышать: сделайте глубокий вдох носом, а потом медленно выдыхайте через рот. В свободном теле — свободный голос.
- Более низкий голос звучит убедительнее. Регулировать высоту его звучания можно с помощью упражнений.
- Быстрое говорение с внутренним напряжением приводит к нарушению логики, дикции и дыхания.
- Если оратору скучно, слушателям тоже будет скучно. Эмоционально насыщенная речь помогает избежать бессмысленных пауз и улучшает восприятие информации.
- Умение варьировать интонации и акценты делает речь более выразительной и убедительной.