Выступить так, чтобы тебя поняли

Практические советы театрального педагога Анны Бруссер

Рано или поздно каждый человек сталкивается с необходимостью выступать публично, и далеко не всем это дается легко. Волнение присутствует вне зависимости от масштабов мероприятия — и прежде всего из-за опасения, что
что-то пойдет не так. Заведующая кафедрой сценической речи в Театральном институте им. Бориса Щукина Анна Бруссер много лет помогает профессионалам широкого профиля использовать театральные технологии в публичных коммуникациях. Во время выездного мероприятия в октябре 2024 года руководители ОМК стали участниками ее мастер-класса. Топ-менеджеры учились справляться с волнением и эффективно доносить мысли до аудитории.

Чтобы не нервничать перед выступлением, театральный педагог предлагает сделать небольшую гимнастику. Простое упражнение позволяет устранить мышечные зажимы и настроиться на общение с публикой. Для этого нужно постараться максимально напрячь все мышцы от головы до пяток, потом постепенно ослабить напряжение.

— Расслабьтесь, опустите плечи, а затем слегка покачайте головой. Представьте, что вокруг вас гладь воды, а голова — поплавок. Нужно расслабить челюсти и слегка приоткрыть рот. Это позволит освободить мышцы, — советует Анна Бруссер.

Выступающий также должен уметь управлять вниманием аудитории. Это позволяет доносить мысли ясно и убедительно, создает основу для успешной работы.

Знаменитый Константин Станиславский выделил три круга внимания: первый круг — человек с его мыслями и ощущениями; второй круг — аудитория, зрительный зал; третий круг — все, что попадает в поле зрения. Любое выступление проходит во втором круге. Перенося внимание с внутреннего состояния на аудиторию, спикер увлекается общением с людьми — он находится здесь и сейчас, эффективно коммуницируя с каждым участником процесса. Освоив навык переключения внимания между кругами, можно управлять собственным вниманием и вниманием публики.

Чтобы быть услышанным, говорить нужно чуть громче обычного — так человек выглядит увереннее. Четкая дикция делает речь понятной и доступной, а логичность повествования помогает слушателям лучше воспринимать информацию.

Перед выступлением следует определить сверхзадачу — результат, которого необходимо добиться. Сверхзадачи могут быть разными: привлечь внимание к проблеме, дать аудитории новые знания, убедить. Главный смысл сверхзадачи — включить все органы чувств в ее достижение: подобрать нужные слова, жесты и интонацию. Понимание сверхзадачи поможет перенести внимание с себя на зрителей и сделать выступление более убедительным и эмоциональным.

Еще несколько полезных советов от Анны Бруссер

  • Напряжение перед выступлением вызывает мышечные зажимы. Чтобы снять блок, нужно расслабить тело и правильно дышать: сделайте глубокий вдох носом, а потом медленно выдыхайте через рот. В свободном теле — свободный голос.

  • Более низкий голос звучит убедительнее. Регулировать высоту его звучания можно с помощью упражнений.

  • Быстрое говорение с внутренним напряжением приводит к нарушению логики, дикции и дыхания.

  • Если оратору скучно, слушателям тоже будет скучно. Эмоционально насыщенная речь помогает избежать бессмысленных пауз и улучшает восприятие информации.

  • Умение варьировать интонации и акценты делает речь более выразительной и убедительной.

Раньше я не задумывалась о том, насколько сильно речь влияет на наше восприятие собеседника, но на занятии Анны Бруссер я получила много инсайдов. Я поняла, что ораторское искусство — это не только умение говорить, но и возможность влиять на людей, вдохновлять их и делиться своими идеями. Я уверена, что учиться говорить красиво имеет смысл не только людям публичных профессий. Сейчас мало быть просто хорошим специалистом, нужно уметь доносить свою точку зрения до собеседника. Голос и речь выступают инструментами решения этой задачи. На мастер-классе мы изучали не только технику речи, но и психологические аспекты общения. Мы учились управлять своим голосом, осваивали паузы и интонацию, чтобы сделать свои выступления более выразительными, а значит, более понятными собеседнику.
Ольга Титоренко
директор по экономике и финансам челябинского завода ОМК
Автор
Наталья Минакова
Стала ближе к театру

#Система #Обучение #Университет
Поделиться
Благодарим за оценку!
Оценить
                                                
5
Средняя
оценка
1
Оценили
материал
Перед рывком
В корпоративном университете ОМК готовятся к переходу в новую эру
Лидерами не рождаются
Как программы обучения кадрового резерва помогают добиться цели
Образовательный энергопереход
О корпоративном университете энергохолдинга «Интер РАО»
Храм, который построил Джек
General Electric побудил сотни компаний обучать руководителей

Популярные материалы