
01.07.2024
Нелишние знания
Как подрядной компании удается держать травматизм на нуле
Как ОМК помогает подрядной организации держать травматизм на нуле
Партнер ОМК — строительная компания «Стека» — занимается земляными работами: устройством наружных сетей водоснабжения, канализации. На территории выксунского завода ОМК в начале этого года фирма задействует 110 сотрудников и 15 единиц техники, включая экскаваторы и машины горизонтально направленного бурения. Работы сложные, им свойственно множество рисков, но руководство подрядной организации стремится создать все условия для безопасности сотрудников.
— Каждый наш сотрудник должен вернуться домой живым и здоровым, — говорит главный инженер компании Александр Качурин. — Все работники проходят обучение, получают знания об условиях, в которых им предстоит выполнять задачи, об опасных факторах и о том, как нужно работать, чтобы не подвергать риску себя и окружающих.
У строительной компании есть собственная система обучения, программный комплекс, который используют для повышения квалификации работников. Но после внутреннего курса обучения специалисты дополнительно занимаются в учебных центрах, в том числе на выксунском заводе ОМК.
— Сотрудничество с заводской дирекцией по безопасности труда — это огромный плюс для нас, — уверен Александр Качурин. — Наша специализация — строительство, и мы не можем знать всего в области промышленной безопасности и охраны труда. А вот специалисты ОМК обладают уникальными знаниями и делятся ими с нашими работниками. Нам доступны новейшие учебные курсы, и мы стараемся идти в ногу с нашими партнерами. Мы разделяем подход ОМК к работе и понимаем, что требования компании в направлении промышленной безопасности и охраны труда логичны и обоснованны. Кстати, полученные здесь знания и опыт помогают и в работе с другими нашими партнерами.
Руководство подрядной организации регулярно встречается со специалистами завода по промышленной безопасности, изучает примеры происшествий на площадках ОМК и транслирует эту информацию своим работникам. Результат — нулевой травматизм среди сотрудников компании «Стека».
01.07.2024
Уважаемые коллеги!
Безопасность – это базовая потребность, важнейшая составляющая успеха любого ответственного бизнеса и корпоративная ценность ОМК.
Внимание к охране труда и промышленной безопасности позволили нам за два десятилетия сделать гигантский рывок. Внедряя самые эффективные практики, мы меняли мышление рабочих, специалистов и руководителей, успешно продвигали осознанное отношение к вопросам безопасности. Эта трансформация была комплексной и проходила вместе с развитием производственной системы, модернизацией и вводом новых мощностей.
ОМК удалось достичь одного из самых низких показателей частоты травм с потерей рабочего времени (LTIFR) в отрасли, что позитивно повлияло на уровень вовлеченности сотрудников и производственные результаты. Прогресс компании в этой сфере высоко оценили внешние эксперты – медали Toyota Engineering Corporation за развитие производственной системы наши заводы получили и с учетом успехов в охране труда.
К сожалению, в период пандемии была потеряна нужная концентрация. Результат – возросшие риски и несчастные случаи. Получив серьезные уроки, мы всерьез взялись за обновление системы охраны труда и промышленной безопасности. Без сомнения, ОМК должна иметь лидерские амбиции во всем, а наши люди достойны того, чтобы работать в комфортных и безопасных условиях. Высочайший уровень безопасности на рабочих местах нужно рассматривать и как одно из преимуществ в конкуренции за новых сотрудников.
Первый номер обновленного журнала «ОМК Команда», который мы перезапускаем в электронном и бумажном форматах, полностью посвящен ключевым вызовам в сфере безопасности и нашим действиям. В центре внимания – новые подходы и практические изменения, которые нам предстоят, лучшие практики других компаний и те области охраны труда, где нам нужно повысить компетенции. В журнале нашлось место и материалам об использовании новейших ИТ-технологий в охране труда, рекомендациям, как избегать травм в быту, а также рассказам заводчан о том, как следование простым правилам безопасности помогают в спорте, путешествиях и хобби. Авторы показали тему безопасности и в широком жизненном контексте, например в привязке к популярным фильмам.
В подготовке статей участвовали эксперты ОМК и отраслевые специалисты извне. Уверен, что выпуск будет интересен каждому, кто не только хочет знать больше о приоритетном для компании направлении, но и всерьез намерен поучаствовать в создании современной и надежной системы управления безопасностью.
Желаю приятного чтения!
Анатолий Седых,
председатель Совета директоров ОМК
Безопасность – это базовая потребность, важнейшая составляющая успеха любого ответственного бизнеса и корпоративная ценность ОМК.
Внимание к охране труда и промышленной безопасности позволили нам за два десятилетия сделать гигантский рывок. Внедряя самые эффективные практики, мы меняли мышление рабочих, специалистов и руководителей, успешно продвигали осознанное отношение к вопросам безопасности. Эта трансформация была комплексной и проходила вместе с развитием производственной системы, модернизацией и вводом новых мощностей.
ОМК удалось достичь одного из самых низких показателей частоты травм с потерей рабочего времени (LTIFR) в отрасли, что позитивно повлияло на уровень вовлеченности сотрудников и производственные результаты. Прогресс компании в этой сфере высоко оценили внешние эксперты – медали Toyota Engineering Corporation за развитие производственной системы наши заводы получили и с учетом успехов в охране труда.
К сожалению, в период пандемии была потеряна нужная концентрация. Результат – возросшие риски и несчастные случаи. Получив серьезные уроки, мы всерьез взялись за обновление системы охраны труда и промышленной безопасности. Без сомнения, ОМК должна иметь лидерские амбиции во всем, а наши люди достойны того, чтобы работать в комфортных и безопасных условиях. Высочайший уровень безопасности на рабочих местах нужно рассматривать и как одно из преимуществ в конкуренции за новых сотрудников.
Первый номер обновленного журнала «ОМК Команда», который мы перезапускаем в электронном и бумажном форматах, полностью посвящен ключевым вызовам в сфере безопасности и нашим действиям. В центре внимания – новые подходы и практические изменения, которые нам предстоят, лучшие практики других компаний и те области охраны труда, где нам нужно повысить компетенции. В журнале нашлось место и материалам об использовании новейших ИТ-технологий в охране труда, рекомендациям, как избегать травм в быту, а также рассказам заводчан о том, как следование простым правилам безопасности помогают в спорте, путешествиях и хобби. Авторы показали тему безопасности и в широком жизненном контексте, например в привязке к популярным фильмам.
В подготовке статей участвовали эксперты ОМК и отраслевые специалисты извне. Уверен, что выпуск будет интересен каждому, кто не только хочет знать больше о приоритетном для компании направлении, но и всерьез намерен поучаствовать в создании современной и надежной системы управления безопасностью.
Желаю приятного чтения!
Анатолий Седых,
председатель Совета директоров ОМК
Безопасность – это базовая потребность, важнейшая составляющая успеха любого ответственного бизнеса и корпоративная ценность ОМК.
Внимание к охране труда и промышленной безопасности позволили нам за два десятилетия сделать гигантский рывок. Внедряя самые эффективные практики, мы меняли мышление рабочих, специалистов и руководителей, успешно продвигали осознанное отношение к вопросам безопасности. Эта трансформация была комплексной и проходила вместе с развитием производственной системы, модернизацией и вводом новых мощностей.
ОМК удалось достичь одного из самых низких показателей частоты травм с потерей рабочего времени (LTIFR) в отрасли, что позитивно повлияло на уровень вовлеченности сотрудников и производственные результаты. Прогресс компании в этой сфере высоко оценили внешние эксперты – медали Toyota Engineering Corporation за развитие производственной системы наши заводы получили и с учетом успехов в охране труда.
К сожалению, в период пандемии была потеряна нужная концентрация. Результат – возросшие риски и несчастные случаи. Получив серьезные уроки, мы всерьез взялись за обновление системы охраны труда и промышленной безопасности. Без сомнения, ОМК должна иметь лидерские амбиции во всем, а наши люди достойны того, чтобы работать в комфортных и безопасных условиях. Высочайший уровень безопасности на рабочих местах нужно рассматривать и как одно из преимуществ в конкуренции за новых сотрудников.
Первый номер обновленного журнала «ОМК Команда», который мы перезапускаем в электронном и бумажном форматах, полностью посвящен ключевым вызовам в сфере безопасности и нашим действиям. В центре внимания – новые подходы и практические изменения, которые нам предстоят, лучшие практики других компаний и те области охраны труда, где нам нужно повысить компетенции. В журнале нашлось место и материалам об использовании новейших ИТ-технологий в охране труда, рекомендациям, как избегать травм в быту, а также рассказам заводчан о том, как следование простым правилам безопасности помогают в спорте, путешествиях и хобби. Авторы показали тему безопасности и в широком жизненном контексте, например в привязке к популярным фильмам.
В подготовке статей участвовали эксперты ОМК и отраслевые специалисты извне. Уверен, что выпуск будет интересен каждому, кто не только хочет знать больше о приоритетном для компании направлении, но и всерьез намерен поучаствовать в создании современной и надежной системы управления безопасностью.
Желаю приятного чтения!
Анатолий Седых,
председатель Наблюдательного совета ОМК
01.07.2024
Экстрим с холодной головой
Знание правил безопасности и внимание к рискам помогают заводчанам получать максимальное удовольствие от занятия любимыми хобби
Знание правил безопасности и внимание к рискам помогают заводчанам получать максимальное удовольствие от занятия любимыми хобби
Впервые оказавшись в горах, многие возвращаются туда снова и снова. Так случилось и со специалистом службы функционально-стоимостного анализа белгородского завода ОМК Александром Волковым.
– В 2021 году я в составе группы сотрудников предприятия поднялся на Эльбрус. Мы шли под руководством опытных альпинистов – президента Белгородской федерации туризма и скалолазания Сергея Шевченко и его первого заместителя Игоря Фирсова. Завод тогда выступил в роли спонсора восхождения, за что я очень благодарен руководству, – говорит Александр Волков. – Это был мой первый поход в горы, я впервые увидел Эльбрус.
В горах Александру понравилось настолько, что с тех пор он побывал более чем в десяти различных походах. В 2022 году ходил с друзьями на Казбек. В тот раз, к сожалению, подняться на вершину группе туристов не удалось из-за погодных условий – все время лил дождь. Побывал Александр и во второй раз на Эльбрусе – правда, восходил на него не с юга, как в первый раз, а с севера.
– С этой стороны гора понравилась мне гораздо больше: меньше людей, а природа и пейзажи – просто неимоверной красоты, – рассказывает Александр. – В прошлом году я был в Хибинах, на Кольском полуострове. Горы там не очень высокие, но сама природа – что-то невообразимое. Земли там почти не видно из-за мхов и лишайников, которые густым ковром устилают почву.
В середине сентября 2023 года группа белгородских туристов решила пройти знаменитым маршрутом № 30, проложенным еще в СССР. Его второе название – «Через горы к морю». Маршрут стартует у базы «Горная» в Адыгее, а завершается в Дагомысе, на побережье Черного моря. Символизм похода состоял в том, что за десять лет до этого в Сочи к зимним Олимпийским играм построили стадион «Фишт». Тогда 4,5 тысячи тонн металлоконструкций для арены поставил белгородский завод ОМК.
– За первый день мы преодолели 30 километров и пришли к подножью горы Фишт. Весь второй день у нас был посвящен восхождению, – рассказывает Александр Волков. – К сожалению, подняться на вершину не удалось. Буквально за 100 метров по вертикали до вершины, когда подошли к леднику, то увидели, что весь он в глубоких разрывах и трещинах. Переходить такой ледопад без специального оборудования было очень опасно. Товарищ, который восходил на Фишт три года назад, рассказывал, что тогда сам ледник был гораздо больше, идти было проще, а трещин почти не было. Мы поискали пути обхода, но в других местах трещин оказалось еще больше. Посовещавшись, решили, что рисковать не будем, и повернули назад. Как говорится, гора стояла до нас миллионы лет и еще много лет простоит. А мы к ней обязательно вернемся!
Это решение, возможно, сохранило кому-то здоровье, а возможно, и жизнь. Трещины в ледниках могут быть присыпаны снегом, но достигать при этом глубины в несколько метров. Достать упавшего в трещину человека сложно, а порой и вовсе нереально. Так что даже в нескольких шагах от вершины важно вовремя остановиться и трезво оценить все риски и собственные силы.
– Прежде чем прийти работать в газоспасательную службу чусовского завода ОМК, я служил по контракту в танковых войсках на должности заместителя командира взвода. Отвечал не только за свою безопасность, но и за безопасность других.
Военная служба вырабатывает особое отношение к безопасности. Иначе, даже совершая простейшие действия, можно совершить роковую ошибку. Можно, например, получить травму в самом танке, где много движущихся металлических частей и механизмов. Танк Т-72Б – это сложнейшая конструкция. Чтобы получить к нему допуск, нужно знать много инструкций и правил, соблюдение которых обеспечивает безопасность экипажа. Ни на минуту нельзя было забывать о безопасности, особенно когда проходили боевые стрельбы.
Что говорить о боевой технике, когда правила безопасности нужно соблюдать даже во время игры в пейнтбол! Я участвовал в пейнтбольном турнире «Неформат» на призы управляющего директора нашего завода. На площадке обязательно нужно быть в костюме, шлеме и в маске. Если кто-то снял маску – игра прекращается. В командной игре, такой как пейнтбол, каждый отвечает не только за свою безопасность, но и окружающих.
Пейнтбол – это тоже тренировка, которая, как и спорт, может принести пользу. Например, дает привычку соблюдать требования безопасности. Но на нашей работе эти требования гораздо жестче. В том числе и в экипировке. Надеть костюм для пейнтбола проще, чем костюм химзащиты и аппарат индивидуальной защиты органов дыхания. На работе во время тренировок приходилось надевать такой сотни раз, как и костюм противопожарной защиты.
К счастью, мне не приходилось использовать костюм химзащиты в реальной ситуации, но мы должны всегда быть к этому готовы, чтобы суметь оказать помощь пострадавшим и ликвидировать последствия возможного ЧП.
– Я с детства занимался горным и водным туризмом, спелеологией: был на Кавказе, в Карелии, в Саянах, на Полярном Урале. С возрастом начал искать альтернативу, которая бы заряжала адреналином. Как-то сам собой пал выбор на внедорожный спорт – офф-роуд. Это такая экстремальная дисциплина, которая подразумевает покорение бездорожья на полноприводных автомобилях.
Экипажи за определенное время – как правило, это два-три дня – преодолевают трассу с контрольными точками разной степени сложности, за взятие которых начисляются баллы. Чем сложнее точка, тем выше она оценивается, но и риск сойти с дистанции при ее покорении тоже возрастает.
Как-то наш экипаж брал контрольную точку на скале на высоте нескольких метров. Для выполнения такого задания нужно поднять автомобиль наверх с помощью лебедки и дотянуться до контрольной отметки. Представляете, если во время подъема оборвется трос? Чтобы этого не произошло, он должен иметь многократный запас прочности. Обязательно нужно проверить надежность крепления троса, убедиться в отсутствии помех или препятствий, которые могут его повредить и лишь после этого приступать к подъему автомобиля.
Если машина вдруг застряла и выбраться самостоятельно не получается, ее приходится «выдергивать» из засады. Действуешь всегда одинаково: убедился, что вблизи нет людей, что никто не крепит трос под бампером, не стоит в направлении движения или в опасной близости от троса, повесил тросогаситель – и только после этого можно тянуть.
Зачастую самыми опасными препятствиями на бездорожье становятся крутые подъемы и спуски. Даже опытные водители могут с ними не справиться и опрокинуть автомобиль, мы попадали в такие ситуации. Спасают СИЗ – четырехточечные ремни безопасности, каркас безопасности и шлем – все это есть у каждого экипажа. И, конечно, все габаритные вещи в салоне должны быть надежно закреплены.
Экстремальный спорт – это большой риск, но если соблюдать технику безопасности, то неприятностей можно избежать и получать истинное удовольствие от общения с природой и единомышленниками.
Тросогаситель – это приспособление, которое гасит энергию разрыва, и трос не летит в лобовое стекло, а мягко падает на землю. Он обязателен при использовании стальных тросов или металлических шаклов.
– Уже десять лет моя жизнь тесно связана с воркаутом. За эти годы я стал профессионалом: умею выполнять различные упражнения на турниках, брусьях, рукоходах и других конструкциях. С легкостью делаю сложные трюки, в которых акцент делается на работу с собственным весом и развитие выносливости. При этом каждый прием требует определенных умений, знаний, опыта и сноровки.
К выполнению любого элемента подхожу с осторожностью. Страха не испытываю, однако каждый трюк разбираю постепенно и подробно. Перед тренировкой обязательно разминаюсь. Большое внимание обращаю на верхнюю часть тела: грудь, бицепс, спину. Про ноги тоже не забываю – делаю приседания и выпады.
На нашем заводе, кстати, я работаю вдвое меньше, чем занимаюсь воркаутом. Сейчас, спустя время, могу сказать точно: и в спорте, и на производстве первостепенное – это безопасность. Правила необходимо соблюдать как минимум во избежание травм.
А еще спортсменам-новичкам начинать тренировки необходимо только с профессиональными инструкторами. Если же говорить о работе, то к ней следует приступать с наставником.
Свое увлечение я не могу связать с работой, да и правила безопасности в этих двух направлениях разнятся. Общее здесь одно – выполнение правил. Чтобы стать образцовым спортсменом или достойным работником, важно не только усвоить теоретическую составляющую, но и набраться опыта. А это важно делать с соблюдением всех норм безопасности.
Воркаут, или Street Workout, – спортивная дисциплина, которая включает выполнение упражнений на уличных спортивных снарядах, а именно на турниках, брусьях, шведских стенках, рукоходах и прочих конструкциях. Основной акцент делается на и развитие силы и выносливости. Street workout также трактуют как уличную субкультуру, которая объединяет физические тренировки, стремление к разностороннему развитию личности, социальную активность.
01.07.2024
Умные расскажут, искусственный поймет
Как продвинутые технологии помогают защищать заводчан от травм и происшествий
Как продвинутые технологии помогают защищать заводчан от травм и происшествий
Диджитал-инструменты меняют десятки процессов на производстве и в смежных сферах: следят за качеством, обеспечивают прослеживаемость операций, сокращают время сбора и обработки данных, прогнозируют вероятные события из множества вариантов.
Область охраны труда и промышленной безопасности (ОТ и ПБ) также извлекает пользу из цифровизации. О том, как новые технологии помогают создавать среду без травм и происшествий, что они смогут делать в будущем и почему полагаться только на «цифру» на пути к нулевому травматизму точно не стоит, рассказывает директор «ОМК ИТ» Игорь Савцов.
Игорь Савцов подчеркивает: на предприятиях ОМК уровень культуры безопасности в целом достаточно высок, сотрудники понимают ценность безопасной работы и принимают правила.
– В цехах в касках работают 100 процентов заводчан, они также используют защитные очки и правильно применяют другие СИЗ, а случайно забывшему о СИЗ человеку обязательно напомнят о безопасности его же коллеги. Персонал обучают, разъясняют нюансы, все привыкли к аудитам безопасности, а управление ОТ и ПБ организовано так, что избыточные контрольные технические системы не применяются. Поэтому, например, установка повсюду «умных» камер, которые отслеживали бы применение СИЗ, не имеет смысла, – объясняет Игорь Савцов. – Повсеместно внедрить искусственный интеллект (ИИ) и компьютерное зрение для этих целей не сложно, но такой необходимости просто нет.
Директор «ОМК ИТ» уверен, что цифровые инструменты способны улучшать отдельные процессы и приносить эффект там, где нужно подтянуть уровень ОТ и ПБ.
– В «ОМК Стальном пути», например, есть задача повысить культуру безопасности. И сейчас там рассматривают варианты применения цифровых технологий в вагоноремонтных депо, – объясняет он. – Считаю, что они дадут пользу не только в ОТ и ПБ, но и, например, в области качества и экономической безопасности. И, конечно, эффект снижения рисков травматизма от внедрения инноваций там потенциально больше, чем на других предприятиях ОМК.
Игорь Савцов перечисляет применимые к сфере ОТ и ПБ цифровые инструменты, объясняет, как они используются и востребованы ли в ОМК.
Контроль применения СИЗ и курения вне выделенных зон с помощью машинного зрения и ИИ
«Умные» камеры фиксируют нарушения норм безопасности, а контролеры и руководители получают данные для корректировочных мероприятий.
– Гипотетически это могло дать пользу в деле повышения культуры безопасности сотрудников подрядных организаций, которые отстают в этом отношении от заводчан. Но перед решением о внедрении необходимо оценить целесообразность. И если такие запросы к нам поступят, мы, конечно, их проработаем. Думаю, что сейчас эта тема все же имеет локальное значение, – считает эксперт.
Контроль соблюдения ПДД с помощью машинного зрения и ИИ
На дорогах общего пользования ГИБДД использует камеры, распознающие непристегнутых водителей, превышение скорости или разговор по телефону не по громкой связи.
– На территории выксунского завода большой оборот автотранспорта, и опция «умного» контроля, кажется, была бы востребована. Однако там уже сложилась культура безопасного вождения и больших проблем с нарушениями нет. Конечно, отдельные эпизоды могут быть. Не все водители, например, пристегиваются ремнями безопасности. И для них не составит труда пристегнуть ремень на КПП перед въездом на завод или там, где будут установлены камеры, но отстегивать его на дальнейшем маршруте. Чтобы контролировать все маршруты, потребуется много камер, что не выглядит разумным, если принять во внимание, что это не системная проблема. Мне кажется, в массовой установке камер для контроля безопасности движения транспорта необходимости все же нет, – говорит Игорь Савцов.
Фиксация попадания людей в опасные зоны с помощью «умных» камер
– Такой инструмент сейчас внедряется в ТЭСЦ-4 в Выксе. Крановщики, которые передвигаются по пролетам в кабинах мостовых кранов, будут видеть, есть ли люди в рядах между высокими стеллажами труб. «Умные» камеры будут непрерывно контролировать проходы и активировать модели видеоаналитики при попадании человека в опасную зону, незамедлительно подавая световой сигнал. Крановщики увидят, над каким из проходов горят сигнальные индикаторы, и учтут это при перемещении грузов. Этот же инструмент можно использовать как дополнение к системам блокировок работы оборудования в случае попадания человека в опасную зону. Думаю, что кейс перспективный, и его нужно развивать не только на выксунской площадке. Все возможности для этого у нас есть, – делится Игорь Савцов.
Дистанционное считывание данных и проведение измерений для сокращения контакта людей с оборудованием
– Есть ряд технологических операций, когда обязательно нужно находиться в опасной зоне. Но в ряде случаев ИИ может заменить там человека, например когда надо снимать показания приборов или произвести определенные замеры. Камеры в комплексе с видеоаналитикой способны проводить измерения, считывать числа, оценивать отклонения от необходимых геометрических параметров, видеть дефекты, собирать и передавать данные быстрее и надежнее, чем это делают люди, – подчеркивает Игорь Савцов. – Работа над такими решениями относится к нашим будущим задачам.
RFID- и Bluetooth-метки для контроля положения людей
RFID (Radio Frequency Identification – технология радиочастотной идентификации) использует электромагнитные поля для отслеживания меток, прикрепленных к объектам. Bluetooth – стандарт беспроводной технологии ближнего действия, который позволяет обмениваться данными между стационарными и мобильными устройствами.
– RFID- и Bluetooth-метки позволяют, например, установить, что человек упал и не двигается, чтобы быстро проверить его состояние и оказать помощь. В этом случае метка передает сигнал с уровня ниже того, на котором обычно находился человек. Такая опция востребована там, где сотрудники автономно работают в замкнутых пространствах без визуального контакта с коллегами. Но подобных участков у нас нет, любого упавшего быстро заметят и помогут ему, а накрывать всю территорию приемниками для сигналов таких меток нецелесообразно, – говорит Игорь Николаевич.
Носимые устройства – смарт-часы, «умные» футболки, кольца, браслеты
Смарт-часы выглядят как классическое устройство, но у них есть пульсометр, датчик температуры тела, шагомер, акселерометр, тревожная кнопка SOS. «Умная» футболка – с виду обычная, но с небольшим датчиком. Помимо мониторинга основных показателей состояния здоровья (частота сердцебиения, ЭКГ, частота дыхания) такая футболка позволяет определять уровень психологического стресса, выявлять слабость, усталость, потерю концентрации внимания. «Умные» кольца и браслеты также способны проводить измерения ключевых показателей здоровья. Все эти устройства оперативно предупредят о потенциальной опасности для здоровья пользователя.
Игорь Савцов говорит, что в «ОМК ИТ» изучили доступные на рынке решения и в случае потребности предложат заказчикам внутри компании наиболее подходящие варианты под конкретные задачи.
AR и VR для обучения
Самые известные форматы применения технологий дополненной реальности (Augmented Reality, AR) и виртуальной реальности (Virtual Reality, VR) – видеоигры с применением специальных шлемов и очков.
– Для обучения больше подходит технология VR, когда на основе фотографий создают 3D-сцену реальных заводских пространств, дополненную риск-факторами. Надевая шлем или очки, человек полностью погружается в производственную среду – видит привычные цеховые объекты, может слышать шум оборудования. На таких моделях можно тренироваться во время обучения поведенческим аудитам безопасности, – рассказывает директор «ОМК ИТ».
Но у тренировок с VR-шлемом есть и серьезные минусы, в частности, до 40 процентов людей испытывают проблемы из-за того, что включается вестибулярный аппарат и возникает диссонанс – человек находится в одном статусе (например, просто стоит), а шлем дает иллюзию совсем другого. В ОМК не рассматривают VR и AR как технологии, которые сильно выигрывают у традиционного обучения и компьютерных тренажеров и могут дать ощутимую пользу для ОТ и ПБ. Но идеи о внедрении обсуждаются.
По словам Игоря Савцова, горизонт реальных прогнозов по развитию цифровых технологий – три, максимум пять лет. Соответственно все ИТ-наработки для ОТ и ПБ, которые могут появиться до конца десятилетия, невозможно представить и описать. В «ОМК ИТ» следят за потенциально интересными компании диджитал-трендами и готовы перераспределять ресурсы на проработку перспективных направлений, привлекать под проекты новых людей, расширять портфель приоритетных цифровых инициатив.
Эксперт предлагает видение того, какие еще точки соприкосновения могут возникнуть у «цифры» и сферы ОТ и ПБ, с тем чтобы последняя получила полезный эффект.
– ИИ учат распознавать поведенческие реакции – это так называемая поведенческая аналитика, – говорит он. – На основе характерной мимики и движений людей ИИ может прогнозировать конфликтные ситуации, потасовки, считывать состояние опьянения. Я пока не знаю, как быстро его научат распознавать опасные действия на производстве и насколько качественно он сможет это делать, но это точно не фантастика, а ближайшее будущее. Отмечу, что программы распознавания поведенческих реакций лучше работают в небольших коллективах – там меньше вариативности в реакциях.
Игорь Савцов добавляет, что сон – то состояние, которое ИИ точно может распознать. В тех случаях, когда кто-то уснет на посту, где предполагается бодрствование и включенность, технология поможет автоматически зафиксировать это, чтобы люди приняли меры и избежали неприятностей.
– Сейчас в экспертном сообществе говорят о цифровых помощниках, которые помогут планировать деятельность на работе, дома и вообще где угодно: подсказывать, напоминать, предостерегать. Гипотетически у каждого будет свой помощник (ИИ в кармане) – как смартфон сейчас, дающий, например, рекомендации по безопасному поведению и прогнозирующий ситуации. Думаю, что в сфере ОТ и ПБ это создаст дополнительные возможности, но о конкретных формах реализации говорить пока рано, – сообщает Игорь Савцов.
Директор «ОМК ИТ» уверен, что к нулевому травматизму точно не прийти, двигаясь лишь по цифровому навигатору, – организационные мероприятия в ОТ и ПБ способны дать минимум не худший результат, чем ИТ-средства.
– Пока ни один технический или цифровой инструмент на производстве не дает стопроцентной защиты от травм и происшествий, – утверждает эксперт. – Простой пример: роботы, которых мы внедряем в том числе чтобы убрать людей из опасных зон, требуют наладки и ремонта, а значит, к ним, в эти опасные зоны, все равно приходят люди. Роботизация снижает риски травматизма в опасной зоне, но не убирает их полностью. С другими продвинутыми технологиями дело обстоит схожим образом. Есть работы на высоте, огневые работы, контакт с механическим оборудованием, грузоподъемные работы, где основные риски будут еще долго присутствовать. ОМК годами выстраивала работу по снижению травматизма, основанную на оргмероприятиях, на обучении и вовлечении сотрудников в безопасную работу. И это дает результат, а ИТ и цифровые инструменты способны хорошо дополнить эти практики, сделать их еще более эффективными.
25.04.2024
Расследования с ошеломляющим финалом
В кинематографе расследования стали ключевым сюжетом
В кинематографе расследования стали ключевым сюжетом – и не только в детективах. В фильмам-катастрофах, триллерах, фантастике и кино других жанров часто события подчинены логике расследования, цель которого не в том, чтобы установить виновных, а в том, чтобы воссоздать все обстоятельства для предотвращения повторения случившегося
Мы выбрали три очень разных фильма про расследования – советуем посмотреть. В каждом есть много смыслов, помимо распутывания цепи событий на пути к истине.
Пожарный берет с земли кусок графита, прилетевший из активной зоны реактора. Он не понимает, что держит в руках собственную смерть.
Сериал «Чернобыль» стал мегапопулярным на Западе, обогнав в ряде рейтингов даже «Игру престолов». Но не надо ждать полной достоверности – реалии советской действительности здесь щедро сдобрены черной краской. Чернобыльская катастрофа не грозила полным вымиранием Украины и Белоруссии, и в годы антиалкогольной компании ликвидаторам в Припять не привозили ящики с водкой.
Героем-расследователем в сериале является вымышленный персонаж – физик-ядерщик Ульяна Хомюк. Одну за другой она решает несколько головоломок: почему в Минске резко вырос уровень радиации? Как спасти АЭС от еще одного взрыва? В чем причина катастрофы? Ей удается узнать от умирающих сотрудников атомной станции, что первый взрыв произошел после нажатия кнопки аварийной защиты АЗ-5.
После срабатывания защиты в реактор опускаются стержни, которые должны его заглушить. Но из-за конструктивного недостатка на концах в первый момент они, наоборот, ускорили реактор. «Концевой эффект» стал одной из причин аварии – наряду с ошибками персонала АЭС.
Интересно, что после чернобыльской аварии изменилось законодательство: сведения о чрезвычайных ситуациях, необходимые для безопасного функционирования производственных объектов, безопасности населения, были объявлены открытыми, а в статье 237 УК РФ предусмотрели ответственность лиц за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.
Самолет новой конструкции Atrian-800 с 300 пассажирами на борту потерпел крушение на востоке Франции, никто не выжил. От результатов расследования зависят судьбы его разработчиков.
Главный герой фильма – Матье Вассер, акустик Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации, – обладает уникальными способностями: по звуку на видеозаписи он определяет неисправность разбившегося летательного аппарата. Он погружен в свою профессию, но испытывает проблемы в общении, не умеет найти общий язык со своим руководителем.
Первоначальный вывод Вассера: в кабину пилотов Atrian-800 проник посторонний. Версия с террористом-одиночкой устроила всех, но эксперт в поисках истины готов опровергнуть сам себя и признает, что совершил ошибку.
После многих приключений, Матье смог выяснить настоящую причину – недостаточную защищенность новых компьютерных систем Atrian-800. Система управления была взломана хакером, летевшем на злополучном рейсе. Тот, кстати, не ожидал, что его действия приведут к катастрофе, и погиб вместе с остальными пассажирами.
Питер Друкер, один из основоположников теории менеджмента и создателей концепции информационного общества, писал: «Чем лучше работник, тем чаще он ошибается, поскольку чаще пытается сделать что-то новое. Я никогда не назначу на высокую должность работника, который не делает ошибок, притом больших».
Психолог Крис Кельвин отправляется на космическую станцию на орбите планеты Солярис: связь с ней прервана, и нужно установить причины аварии.
Попав на место, Крис находит труп своего друга Гибаряна, недавно погибшего на станции. Но не это оказывается самым страшным…
Планета Солярис отправляет к обитателям станции ожившие эманации дорогих им людей. Рея, жена Криса, умерла на Земле, наглотавшись таблеток после ссоры, а теперь снова воскресла благодаря чудесной планете. Она приходит к мужу на станции, гибнет – и возвращается снова.
А еще по станции бегает маленький мальчик, сын погибшего Гибаряна, позже к Крису является эманация и самого Гибаряна. Однако на вопрос, что Солярису нужно от людей, он не дает ответа.
В конце фильма станция падает на планету, но Крис Кельвин просыпается, как ему кажется, на Земле – вместе с Реей.
Пожалуй, это самый странный в кинематографе сюжет о расследовании происшествия. Но, столкнувшись с нестандартной ситуацией, можно расписаться в своем бессилии, а можно увидеть новые возможности. Ведь расширяя границы знания о мире, мы делаем его безопаснее для нашего существования.
25.04.2024
Как узнать всю правду
Четыре вопроса эксперту Tactise Group
Четыре вопроса эксперту Tactise Group
Чем больше информации получает компания о причинах внештатных ситуаций, тем проще предотвратить их в будущем. Дмитрий Козлов, основатель и генеральный директор Tactise Group, автор книги «Дао производственной безопасности», поделился экспертизой в расследовании происшествий.
Tactise Group – одна из крупнейших компаний в области производственной безопасности и эффективности. Она предлагает инновационные решения в области управления производством для российских и глобальных промышленных компаний, основанные на рискориентированном подходе.
Стандарты различаются по странам. Сроки расследований и формы для заполнения регламентирует государство. Но нередко компании, особенно глобальные, расширяют формы и стандарты проведения расследований. Самая частая практика – расследовать происшествия, исходя из фактического ущерба здоровью сотрудников, оборудованию, экологии или репутации компании. Но, на мой взгляд, разумнее определять глубину расследования, исходя не из актуального ущерба, а его потенциала.
Например, человек упал с пятиметровой лестницы, но встал и пошел дальше. Или даже упал, повредил себе палец на ноге, но может ходить. Актуальные последствия в этих происшествиях небольшие. А вот потенциальные последствия могли быть гораздо более плачевными – человек все-таки упал с пятиметровой высоты. Рассчитать их можно с помощью матрицы оценки рисков и других инструментов.
Если действует такой принцип: чем больше потенциал происшествия, тем более высокое руководство и эксперты вовлекаются, то это улучшает качество и эффективность расследований (они, по сути, идут «вверх» и «вширь»).
Например, произошло происшествие с большим потенциалом, связанное с грузоподъемными механизмами: что-то поднимали, повредили часть здания или зацепили человека. В его расследование вовлекаются и директор производства, и механики по кранам, и специалисты по ОТ и ПБ, и те, кто занимается обучением сотрудников. Полный состав команды, разносторонность мнений как раз и должны определяться потенциалом происшествия.
Что касается сроков, то они установлены законодательством. Но чем сложнее происшествие, тем дольше оно расследуется. Расследование может продолжаться до 15 дней. Но, как правило, если происшествие серьезное или у него высокий потенциал – таким случаям предоставляют специальные сроки.
Главное в качественном расследовании – опросить как можно больше людей. Они дадут 90% информации. Важно собирать факты, фото, видео, но люди, которые участвовали в процессах, не менее важны – в их головах хранится самая важная информация. Хотите получить реальную картину? Тогда вам нужна правда. Кто знает правду? Только люди, которые участвовали в этом происшествии, те, кто видели его, те, кто работают в аналогичной должности.
Существуют методы действия через «механизм следователей» – выясняя детали путем репрессий и очных ставок. Но внутри компании, как правило, такие механизмы не работают. Найти истину, демотивировав при этом весь коллектив, включая руководителей, – плохая перспектива. Задача следователя – определить виновного. Но этот фокус может сбить компанию с основной цели – обнаружить и устранить реальные причины происшествий. Узнать, не кто допустил поломку крана, а почему это произошло, какие были организационные и технические причины.
Например, крановщик решил провести плиту рядом с крышей. Можно сказать, что он виноват. А можно поискать – и найти более глубокую причину: кран не мог поднять груз из-за густого масла или загрязнения редуктора, то есть крановщик просто не имел возможности сделать иначе. Получается, виноваты механики? А почему механики вовремя не поменяли масло? А механики поменяли масло вовремя, но использовали не тот тип, так как из-за санкций стандартное масло оказалось недоступно. Тогда, наверное, виноваты снабженцы? Но почему мы не остановили работу этого крана, раз не было залито стандартное масло?
И выясняется вот что: если бы мы его остановили, то не закончили бы работу в срок. Не запустили бы новую производственную линию, под которую уже наняты бригады. Если распустим бригады, компания понесет потери, несовместимые с ее существованием, – попросту придется закрыться. Эта цепь событий привела к решению перемещать плиту на небезопасной высоте.
Но даже в сложных ситуациях всегда можно предпринять дополнительные меры защиты. К сожалению, многие компании не стремятся узнать правду и находят первых виновных, не выстраивая всю причинно-следственную связь.
Так как правду всегда знают люди, лицам, проводящим внутреннее расследование, важно уметь создавать доверие в коллективе и объяснять всем участникам, что найти причины происшествия – главная задача, и ее решение позволит не допустить повторения инцидента в будущем. Также важно гарантировать всем вовлеченным в процесс расследования отсутствие последствий за ошибки, о которых они могут рассказать. Нужно изменить состояние с «если я скажу правду, меня уволят и депремируют» на «я могу говорить открыто и честно».
Я бы в первую очередь говорил об авиационных компаниях, которым особенно нужна очень большая надежность, а также о компаниях атомной промышленности и нефтегазовой сферы, где применяются различные методики: Tripod, Top-Set, Root Cause Analysis (анализ корневых причин), «Пять почему». Многие международные компании на постоянной основе уже более 20–30 лет занимаются поиском причин происшествий.
На мой взгляд, пока искусственный интеллект не дает значимой практической пользы при расследованиях. ИТ-решения обеспечивают другую функцию – хранение и анализ «корпоративной памяти». Компания живет и работает много циклов примерно на одном и том же оборудовании. И со временем начинает забывать ранее отрефлексированные ошибки. Появляется риск вернуться к небезопасной практике, перестать выполнять договоренности. Несколько раз, анализируя происшествия пятилетней давности и разработанные мероприятия, мы видели, что их уже не выполняют или выполняют некорректно. Это, в свою очередь, повышает вероятность повторения инцидентов.
Во многих компаниях есть специальные базы, где хранится информация обо всех происшествиях. Если ты ищешь коренные причины, то раз в три года следует возвращаться к ранним происшествиям, анализировать их и проверять, какие из предпринятых тогда мер и мероприятий до сих пор применяются в компании, а какие уже перестали работать. Вот это хорошая практика.
Как-то на угольной шахте мы заметили предпосылку к серьезному происшествию – не была установлена специальная защита вентиляции на случай проведения взрывных работ. Мы спросили у рабочих, почему не стоит защита. Оказалось, каждый защитный короб весит около 30 килограмм, его очень трудно поднять. После этого короб заменили на более легкий, который удобнее устанавливать. Людям стало легче обеспечивать требования безопасности, и проблема была устранена.
24.04.2024
Причинно-следственные действия
Как повысить качество расследований? Опыт «ОМК Стального пути»
Как повысить качество расследований? Опыт «ОМК Стального пути»
В 2024 году в ОМК пересмотрят систему управления происшествиями. Многое должно поменяться в ключевом элементе — расследовании случившихся инцидентов.
— Займемся обновлением методики расследований, будем готовить соответствующих специалистов для каждого предприятия, необходимо, чтобы люди обладали практическими навыками для проведения качественных расследований. Важно не только докопаться до причин, до сопутствующих факторов происшествия, но и на каждый из них разработать эффективное корректирующее мероприятие, а еще важнее эти мероприятия выполнить точно и в срок, — подчеркивает директор по охране труда, промышленной и экологической безопасности ОМК Виктор Тогобецкий.
Пока план изменений еще в работе, мы изучили особенности расследования происшествий в «ОМК Стальном пути». Эксперты по охране труда ОМК говорят, и статистика это подтверждает, что культура безопасности среди сотрудников вагоноремонтной компании еще не достигла уровня зрелости других предприятий нашей компании. И сейчас расследование происшествий должно быть одним из важных инструментов улучшения ситуации.
«ОМК Стальной путь» отличается от заводов компании тем, что в его структуре нет служб промышленной безопасности и охраны труда на местах — в каждом депо за все направления отвечает один специалист. На то есть объективная причина: численность персонала депо редко превышает 150 человек.
Елена Алиякберова рассказала об опыте «Сибура» и сравнила его с опытом «ОМК Стального пути»: ранее она работала в нефтегазохимическом холдинге. За развитие практики расследования происшествий там взялись в 2010–2011 годы. Принципы схожи, хотя визуально в стандартах есть отличия.
— Это создает сложности: одному человеку приходится вникать во все направления, изучать изменения в законодательстве, а времени катастрофически не хватает. Плюс нужно заниматься обучением, расследованиями. Если на выксунском заводе ОМК, к примеру, обычное дело, когда автор расследования — мастер участка, то у нас в основном расследование инициирует и ведет специалист по охране труда, вместо того чтобы выступать в роли куратора или члена комиссии. Важно, чтобы заинтересованность в качественных расследованиях проявлялась непосредственно в подразделениях, где они происходят. Мы разделили сферы ответственности: за транспортную безопасность отвечает один руководитель, пожарная закреплена за другим и так далее, — рассказывает начальник управления по охране труда, промышленной и экологической безопасности «ОМК Стального пути» Елена Алиякберова.
По ее словам, в вагоноремонтной компании сейчас нарабатывают статистику для анализа происшествий. До вхождения в состав ОМК (это случилось в 2019 году) учет происшествий здесь практически не вели. Нет информации, например, о числе микротравм за прошлые годы, о бытовом травматизме. А те данные, которые удалось найти, бесконечно малы в сравнении со статистикой 2023 года. Но даже те цифры, которые удается поднять, помогают делать производство более безопасным.
Руководство компании и специалисты по охране труда настраивают сотрудников на то, что не нужно скрывать происшествия — прозрачность и доверие важнее красивой картинки об отсутствии травм и происшествий.
— В «Сибуре» проблема детально «расшивалась». А наш АСУБ этого делать пока не позволяет. Например, в справочнике есть сопутствующая причина «Обрушение кирпичной кладки со стены». А системной — нет. Почему работник нарушил инструкцию по охране труда? Она некачественно прописана, или же он просто с ней незнаком? А может, недостаточно контроля со стороны руководителя? В АСУБ системные причины идентичны сопутствующим. Нужна матрица проведения расследований, категории, вытекающие одна из другой, чтобы сотрудники, занимающиеся расследованиями, видели полную картину, — объясняет Елена Алиякберова.
Начальник управления по ОТ, П и ЭБ «ОМК Стальной путь» уверена: чтобы качественно проводить расследования, нужна методика. Если у расследователей происшествий нет опыта, их надо обучать на примерах.
А чтобы все участники процесса расследований не действовали вслепую, в управлении по ОТ, П и ЭБ «ОМК Стального пути» подготовили своего тренера. С декабря он обучает правилам проведения расследований специалистов по охране труда, потом пойдут учиться главные инженеры и мастера.
Одна из проблем «ОМК Стального пути» — частые ДТП. В ноябре 2023 года авария закончилась смертью человека: КамАЗ, везший колесные пары общей массой около 10 тонн, выехал на полосу встречного движения, намереваясь обогнать другой грузовик, и столкнулся с легковой «тойотой». Водитель иномарки погиб на месте.
Руководители вагоноремонтной компании проанализировали причины дорожных происшествий и пришли к выводу, что водителям необходимо обучение. Сейчас готовят двух тренеров по защитному вождению, которые станут обучать сотрудников «ОМК Стального пути».
Значительная часть травм в «ОМК Стальном пути» связана с ударами по пальцам и порезами стружкой. Избавиться от условий, при которых работники получают эти травмы, не всегда возможно, поэтому стали искать СИЗ, которые решают эти проблемы.
Провели испытания перчаток, защищающих от порезов, нашли оптимальные, и с декабря 2023-го они уже используются в депо.
Противоударные перчатки подобрать пока не удалось. Облегченные перчатки не защищают от ударов, а те, что способны защитить, оказались слишком громоздкими — в них невозможно работать. Поиски эффективных СИЗ продолжаются.